Автор: cool
«Сердцу очень жаль, что случилось так
Гонит осень вдаль журавлей косяк
Четырем ветрам грусть, печаль раздам
Не вернется вновь это лето к нам...»
Песня «Клен»
1. Легенда «О Куань-Юне»
Многие жители нашего края, наверное, знают легенду «О Куань-Юне». Куань-Юн – это царь, невыносимо возжелавший жену ближнего своего. Не знаю, что там за красавица была не писаная или может, у нее причинное место было инкрустировано золотом, но из-за нее случилась большая беда. Она же – война…
На самом деле существуют три интерпретации легенды. Одна из них записана Арсеньевым, вторая записана группой Пель-Горского и третья принадлежит Старцеву А.Ф. записавшего ее со слов аборигена Зинзай Пионка. По моему убеждению, вариант, записанный Старцевым, является максимально близким к истоку мифа и не содержит лишних наслоений «подробностей от народа». Именно на этот вариант я буду опираться в этой статье, делая лишь пояснения по другим версиям легенды.

Собственно, Старцев (на фото) впервые в монографии «Наследник Золотой империи» провел глубокий… Лучше процитирую:
«Старцев А.Ф. впервые в монографии «Наследник Золотой империи» провел глубокий академический анализ легенды «О Куань-Юне», широко распространённой среди удэгейцев и тазов в конце XIX столетия… Анализ нескольких вариантов легенды с использованием материалов В. К. Арсеньева позволил автору настоящего издания идентифицировать главных героев предания с государственными деятелями Золотой империи…»
Большое спасибо Ангелине Сергеевне Ващук за ангельскую характеристику работы Старцева, ибо я сам такое без ошибок написать не в состоянии. Ваще не в состоянии…
Когда Старцев Анатолий Федорович спросил своего друга Зинзай Пионку от кого он услышал эту историю, старик ответил, что от Арсеньева, с которым он лично был знаком.
К сожалению, Анатолий Федорович не поверил другу, который по его словам «покривил душой, лишь бы похвалиться своим личным знакомством с Арсеньевым. Прочитав арсеньевский вариант придания можно легко убедиться, что В.К. Арсеньев не мог рассказать такое старику»
Знаете, а я верю Зинзай Пионки и могу привести достаточные для убеждения доводы, с которыми многие согласится. Жаль, что самому рассказчику давно нет до этого дела. В прочим, так всегда происходит в жизни. По молодости мы считаем себя центром вселенной и кладезем мудрости, плещущим исключительно истинными в последней инстанции. В то же время, старческие рассказы не более чем холщевый мешок поеденный молью фантазий и несбывшихся надежд...
Давайте представим, что Зинзай Пионка говорил правду о том, что легенду «О Куань-Юне» рассказал ему Арсеньев. Возможно ли такое, что бы Арсеньев рассказал историю, а потом сам не смог ее узнать, услышав легенду с уст других людей? Легко! Для этого необходимо лишь выдержать ряд условий. Во-первых, народ должен быть чересчур таинственным и загадочным, а во-вторых, история достаточно поучительна и при этом универсальная.
Тогда остаются вопросы – какая изначально была легенда? Какие события в ней отражены, и какого народа? Где происходили события?
Продолжение следует...