Топонимика

Главная | Книги | Комменты | Форум      Контакты: toponimika@list.ru



Статья

Все статьи (244)



Военные моряки – первооткрыватели Приморья

Добавлена: 23.08.2012 | Просмотров: 2246<<< >>>

В период проведения Второй краевой научно-практической конференции по топонимике «Исторические названия – памятники культуры» нельзя не вспомнить о том, что первооткрывателями Приморья, чьи имена навсегда вошли в историю нашего края, являются военные моряки. Это они в тяжелейших условиях летних туманов и обрывистых берегов смогли исследовать и положить на карту неисследованное побережье.

Они первыми представили лоцийные материалы по этому берегу, а затем и создали первые лоции. Поэтому, отмечая исследователей Приморья и Дальнего Востока, необходимо обязательно подчеркнуть тот огромный вклад, который внесли в это дело военные моряки. Ведь это они, главным образом офицеры и матросы экспедиции Г.И. Невельского, Сибирской флотилии и эскадры Тихого океана, исследовали весь русский берег Японского моря и дали названия его географическим пунктам.

Ведь до них считалось, что этот берег – дикий и ровный, мрачный и обрывистый, с частыми и густыми туманами – не может представлять какого-либо интереса для мореплавателей и тем более для проживания людей.

Характерно в этом отношении высказывание ученого с мировым именем, известного географа середины XIX столетия Карла Риттера. В своем капитальном труде «Землеведение Азии» он писал: «Со стороны моря крайний уступ нагорной Азии, от Восточного Корейского мыса до самого устья р. Амур, представляет непрерывный крутой берег, который, сколько частные туманы позволили судить о нем Лаперузу и Браутону, имеет совершенно негостеприимный вид и скудно заселен континентальным курильским племенем Айно. Ни одна речная долина не ведет из внутренности страны к береговой полосе, от которой туземцы отделены скалистыми горами и густыми лесами. Горы кажутся со стороны моря неприступными совершенно необитаемыми...».

Таково было суждение ученых, которое разделяли и европейские мореплаватели. Но такое мнение о нашем Приморье продержалось недолго, и под напором исследований русских моряков оно стало быстро изменяться, пока не получило совершенно иной вид.

Первый удар по неверному мнению о побережье Приморья нанес неизвестный до того времени не только в Европе, но и в России капитан-лейтенант Геннадий Невельской. До него считалось, что устье Амура не судоходно, Японское море не связано с Охотским, а между материком и Сахалином существует перемычка. Вопреки этому мнению Невельской в июне 1849 года открыл судоходность устья Амура, его связь с Японским и Охотским морями, возможность плавания между этими морями, а также островное положение Сахалина. Продолжая исследования, экспедиция Невельского открыла материковый берег до Императорской (ныне Советской) гавани включительно. К сожалению, по целому ряду причин экспедиция продолжить исследования на юге не смогла.

Так продолжалось до 1854 года. Весной того года адмирал Путятин, находившийся на фрегате «Паллада» в Японии с дипломатической миссией, узнал о предстоящем начале военных действий между Россией с одной стороны и англо-французами с другой. Решив укрыться в устье Амура, он, в связи с наличием там еще льда, использовал время для описи восточного берега Кореи. Им и офицерами фрегата была проделана очень большая работа, так как английская карта этого района оказалась совершенно неверной.

Дойдя до пограничной реки Тюмень-Ула (ныне Туманная), Путятин первым из европейцев не только ее увидел и входил в нее, но и высаживался на русский берег. Им же было исследовано побережье вплоть до мыса Гамова. Таким образом, стараниями экипажа «Паллады» на карту был нанесен весь берег до залива Посьета, а затем и сам залив.

Учитывая, что была уже первая декада мая и начались густые туманы, мешавшие работе, а в Татарском проливе лед, очевидно, уже прошел, адмирал прервал гидрографические работы и направился в Императорскую гавань.

Последовавшая за этим война с англо-французами на время прервала исследования Приморья русскими военными моряками. Однако и после окончания войны не сразу удалось продолжить здесь работы, так как Сибирская флотилия к тому времени оказалась без судов.

Учитывая сложившуюся обстановку, командование Морского флота предприняло ряд срочных мер, позволивших в течение нескольких лет исправить создавшееся ненормальное положение. Уже в 1856 году в Николаевск-на-Амуре пришел купленный в США пароходокорвет «Америка». Им на следующий год воспользовался адмирал Е.В. Путятин для осуществления дипломатической миссии в Китай. В период этого перехода при следовании от Сахалина к материковому берегу им 13 июня был открыт зал. Владимира, а вечером 14 июля зал. Ольги. Во время пребывания в этих заливах офицеры судна составили их планы, изданные Гидрографическим управлением.

В 1858 г. Сибирская флотилия пополнилась уже не одним судном, а целым отрядом: это из Кронштадта прибыли построенные в Архангельске суда Первого Амурского отряда под командованием капитана 1 ранга Д.И. Кузнецова. В состав отряда входили винтовые корветы «Боярин», «Воевода», «Новик» и винтовые клипера «Джигит», «Пластун», «Стрелок». Наконец, в том же году поступили транспорты «Манджур» и «Японец».

Сразу по прибытии на Дальний Восток капитан 1 ранга Кузнецов направил клипер «Стрелок» (командир капитан-лейтенант И.И. Федорович) на исследование побережья. Осмотрев главным образом реки на север от зал. Ольги, клипер затем прошел южнее этого залива, побывав в заливе Петра Великого и, что очень важно, осмотрел прол. Босфор Восточный и бух. Золотой Рог. Описав затем южную часть о-ва Аскольд, клипер, ввиду позднего времени и течи трубок в котлах, ушел в Японию. Вернувшись сюда в начале следующего года, моряки «Стрелка» закончили опись о-ва Аскольд и положили на карту о-в Путятина и прол. Стрелок.

В 1859 году, следуя из Японии в зал. Посьета через неизвестный им залив, экипаж пароходокорвета «Америка» (командир капитан-лейтенант А.А. Болтин), под флагом генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского, открыл и исследовал зал. Америка (ныне Находка), открыл бухты Врангеля и Козьмина, описал полуостров Муравьева-Амурского и часть о-в Русский. Были также даны названия большинству географических пунктов залива и назван сам залив Петра Великого. Тогда же корвет «Новик» (командир капитан-лейтенант Копылов) осмотрел и описал бух. Новик. По этим и ряду других материалов была в том же году выпущена первая карта залива Петра Великого.

Очень важные мероприятия были проведены в 1860 году. В апреле с транспорта «Японец» был высажен в зал. Посьета личный состав первого там поста. 20 июня (2 июля) транспорт «Манджур» (командир капитан-лейтенант А.К. Шефнер) высаживает на северный берег бух. Золотой Рог группу солдат 3-й роты 4-го линейного батальона Восточной Сибири, основавших пост Владивосток. Затем он высаживает другую группу солдат той же роты в зал. Посьета, на замену матросов, высаженных в апреле, основавших Новгородский пост. Оставшийся на зиму в посту Владивосток корвет «Гридень» (командир лейтенант Г.Х. Эгершельд) силами личного состава судна описал бухту Золотой Рог и пролив Босфор-Восточный с производством зимнего промера.

В летний период 1860 года парусно-винтовая шхуна «Восток» (командир лейтенант П.Л. Овсянкин) под руководством подполковника корпуса флотских штурманов В.М. Бабкина провела опись заливов Владимира и Ольги и всего берега от зал. Владимира до зал. Америка включительно. В этот период были описаны и названы бухты Евстафия, Валентина, Преображения, Успения, Врангеля, Мелководная и др.

На следующий год, в период с 17 по 30 июля 1861 года, экипаж клипера «Гайдамак» (командир капитан-лейтенант А.А. Пещуров) описал залив Петра Великого от мыса Среднего до мыса Пещурова и зал. Восток, который до этого еще фактически не описывался. В ходе этих работ в зал. Восток была открыта и исследована бухта, получившая название в честь клипера.

В 1862 году подполковник КФШ В.М. Бабкин, используя клипер «Разбойник» (командир капитан-лейтенант В.И. Попов) и корвет «Новик» (командир капитан-лейтенант К.Г. Скрыплев), описывает зал. Петра Великого от мыса Поворотный до зал. Посьета, включая заливы Амурский и Уссурийский. В следующем 1863 году он же на корвете «Калевала» (командир капитан-лейтенант Ф.Н. Желтухин) завершает опись зал. Петра Великого, карта которого была издана в 1865 году.

Таким образом, в периоде 1854 по 1863 г. была в основном описана и положена на карту вся береговая черта Приморья. К сожалению, качество изданных карт (их точность) было не очень высоким, так как береговая черта на них не была жестко привязана к береговым астрономическим пунктам и «гуляла» довольно сильно, а населенные пункты не были связаны между собой хронометрической связью. Начало такой работе было положено в 1866 году с прибытием на Дальний Восток лейтенанта К.С. Старицкого. После его отъезда в 1871 году его сменил Л.П. Елагин, выполнивший в 1873 году также съемку заливов Пластун и Джигит, а затем заливов Амурского и Уссурийского. Его сменил лейтенант Э.В. Майдель, выполнивший также большой объем работ.

Не имея возможности даже перечислить все проведенные работы, все же необходимо отметить деятельность капитана 1 ранга С.О. Макарова, выполнившего в 1877 году промер зал. Петра Великого, а в 1888 году картографирование бухт Троица и Витязь в зал. Посьета.

В начале этого материала мы привели названия судов и экспедиций, участвовавших в открытии и первоначальном исследовании побережья Приморья. Указали мы и фамилии их командиров и начальников. Однако, учитывая, что основная тяжесть работ падала на офицеров судов и большинство географических названий дано в их честь, мы снова утверждаемся в том, что первооткрывателями Приморья были военные моряки.

Об этом же свидетельствует и тот факт, что среди большого числа людей, увековеченных в названиях географических пунктов, мы видим офицеров всех чинов и рангов и среди них: кондукторов КФШ С.С. Атласова и В.Л. Геллера, гардемаринов М.А. Ахлестышева и А.А. Бартенева, прапорщиков КФШ Д.П. Арцыбашева и В.И. Герасимова, подпоручиков КФШ С.А. Варгина и И.И. Елизарова, подпоручиков корпуса инженер-механиков (КИМ) И.И. Зарубина и Н.А. Иванцова, поручиков КФШ В.А. Бельцова и Ф.К. Орехова, мичманов Н.Н. Азарьева и П.Н. Дурново, штабс-капитанов КФШ М.А. Клыкова и А.А. Мальцева и лейтенантов В.Г. Басаргина и В.П. Верховского, капитанов М.В. Гаккеля и П.А. Кошелева, капитан-лейтенантов Ф.Н. Желтухина и К.Г. Скрыплева, подполковников КФШ В.М. Бабкина и К.П. Андреева, капитанов 2 ранга И.И. Подъяпольского и В.А. Бойсмана, капитанов 1 ранга А.П. Каменского и Ф.Х. Острено, контр-адмиралов А.А. Попова и И.Ф. Лихачева, вице-адмиралов Е.В. Путятина и М.Ф. Рейнеке.

Среди судов, увековеченных в названиях географических пунктов Приморья, мы видим имена: фрегатов «Паллада» и «Аскольд», корветов «Боярин», «Воевода», «Наездник», «Новик», «Рында», клиперов «Абрек», «Гайдамак», «Джигит», «Опричник», «Пластун», «Разбойник» и «Стрелок», шхун «Алеут» и «Восток», транспортов «Гиляк» и «Манджур».

Следует отметить, что и в последующие годы исследованием Приморья и всего Дальнего Востока занимались в основном моряки в лице созданной в 1880 году Отдельной съемки Восточного океана, реорганизованной в 1898 году в Гидрографическую экспедицию Восточного океана.

Автор: Розенфельд С.И., действительный член Географического общества

Источник: Вторая Приморская краевая научно-практическая конференция «Исторические названия – памятники культуры». 26-27 мая 1992 г. – Владивосток, 1992

Тэги: Розенфельд С.И., Конференция (1992), Евразия, Россия, Приморский край

Исторические названия – памятники культуры

1. Исторические географические названия в контексте современных общественно-политических процессов
1.1. Груздев А.И. Топонимика и общественно-политические процессы
1.2. Аргудяева Ю.В. Топонимы Приморья как источник по истории формирования населения края
1.3. Груздев А.И. Концепция возвращения исторических географических названий в Приморье
1.4. Дьяченко Б.А. Восстановление названий улиц Владивостока
1.5. Еланцева О.П. Байкало-Амурская магистраль: к вопросу о топонимах на карте
1.6. Лаптев В.З. О возвращении исторических названий казачьим поселениям Приморья
1.7. Обертас В.А. О некоторых принципах формирования городской топонимии Приамурского края в кон. XIX – нач. XX вв.
1.8. Обертас В.А. О проблеме одноименности в топонимике Владивостока
1.9. Розенфельд С.И. Военные моряки – первооткрыватели Приморья
1.10. Рязанцева М.Д. Топонимика и геология
1.11. Храмцова А.Т. ПГОМ им. В.К. Арсеньева как хранитель информации о топонимических памятниках ДВ (обзор фондов музея)
2. Историко-лингвистические проблемы топонимии Приморья
2.1. Киселева М.О. Функционирование топонимов г. Владивостока
2.2. Мизь Н.Г. Православие в топонимике Приморья
2.3. Осипов Ю.Н. Почему так названо?
2.4. Подмаскин В.В. Происхождение тунгусо-маньчжурских топонимов Приморья и Приамурья
2.5. Рублева О.Л. Топонимический словарь Приморья
2.6. Фетисова Л.Е. Восточно-славянская топонимия Приморья
2.7. Шавкунов Э.В. Бохайские топонимы и гидронимы Приморья


Комментарии (0)




Ваше имя (не обязательно, на кириллице)


Текст (не более 10000 знаков)


Cтoлицa России? (защита от спама, выберите правильный ответ)



Поиск статей

Новые комменты к статьям238) 27.01.2019 Историческая топонимика Невы
237) 20.01.2019 Географические названия мира
236) 21.12.2018 Топонимы Приморья как источник по истории формирования населения края
235) 23.11.2018 Географические названия Урала
234) 17.11.2018 Географические названия Урала
233) 23.10.2018 Географические названия в Москве
232) 28.08.2018 От Або до Ясной Поляны по карте Приморского края. Часть 1
231) 19.07.2018 Московская топонимика во времени и в пространстве
230) 13.06.2018 Самарская топонимика
229) 26.05.2018 Самарская топонимика


Остальные комменты (открыть/скрыть)


Новое на форуме
© 2009-2019 Toponimika.ru