Топонимия России и Мира

Главная | Книги | Комменты | Форум      Контакты: toponimika@list.ru



Статья

Все статьи (211)



Военные моряки – первооткрыватели Приморья

Добавлена: 23.08.2012 | Просмотров: 1569<<< >>>

В период проведения Второй краевой научно-практической конференции по топонимике «Исторические названия – памятники культуры» нельзя не вспомнить о том, что первооткрывателями Приморья, чьи имена навсегда вошли в историю нашего края, являются военные моряки. Это они в тяжелейших условиях летних туманов и обрывистых берегов смогли исследовать и положить на карту неисследованное побережье.

Они первыми представили лоцийные материалы по этому берегу, а затем и создали первые лоции. Поэтому, отмечая исследователей Приморья и Дальнего Востока, необходимо обязательно подчеркнуть тот огромный вклад, который внесли в это дело военные моряки. Ведь это они, главным образом офицеры и матросы экспедиции Г.И. Невельского, Сибирской флотилии и эскадры Тихого океана, исследовали весь русский берег Японского моря и дали названия его географическим пунктам.

Ведь до них считалось, что этот берег – дикий и ровный, мрачный и обрывистый, с частыми и густыми туманами – не может представлять какого-либо интереса для мореплавателей и тем более для проживания людей.

Характерно в этом отношении высказывание ученого с мировым именем, известного географа середины XIX столетия Карла Риттера. В своем капитальном труде «Землеведение Азии» он писал: «Со стороны моря крайний уступ нагорной Азии, от Восточного Корейского мыса до самого устья р. Амур, представляет непрерывный крутой берег, который, сколько частные туманы позволили судить о нем Лаперузу и Браутону, имеет совершенно негостеприимный вид и скудно заселен континентальным курильским племенем Айно. Ни одна речная долина не ведет из внутренности страны к береговой полосе, от которой туземцы отделены скалистыми горами и густыми лесами. Горы кажутся со стороны моря неприступными совершенно необитаемыми...».

Таково было суждение ученых, которое разделяли и европейские мореплаватели. Но такое мнение о нашем Приморье продержалось недолго, и под напором исследований русских моряков оно стало быстро изменяться, пока не получило совершенно иной вид.

Первый удар по неверному мнению о побережье Приморья нанес неизвестный до того времени не только в Европе, но и в России капитан-лейтенант Геннадий Невельской. До него считалось, что устье Амура не судоходно, Японское море не связано с Охотским, а между материком и Сахалином существует перемычка. Вопреки этому мнению Невельской в июне 1849 года открыл судоходность устья Амура, его связь с Японским и Охотским морями, возможность плавания между этими морями, а также островное положение Сахалина. Продолжая исследования, экспедиция Невельского открыла материковый берег до Императорской (ныне Советской) гавани включительно. К сожалению, по целому ряду причин экспедиция продолжить исследования на юге не смогла.

Так продолжалось до 1854 года. Весной того года адмирал Путятин, находившийся на фрегате «Паллада» в Японии с дипломатической миссией, узнал о предстоящем начале военных действий между Россией с одной стороны и англо-французами с другой. Решив укрыться в устье Амура, он, в связи с наличием там еще льда, использовал время для описи восточного берега Кореи. Им и офицерами фрегата была проделана очень большая работа, так как английская карта этого района оказалась совершенно неверной.

Дойдя до пограничной реки Тюмень-Ула (ныне Туманная), Путятин первым из европейцев не только ее увидел и входил в нее, но и высаживался на русский берег. Им же было исследовано побережье вплоть до мыса Гамова. Таким образом, стараниями экипажа «Паллады» на карту был нанесен весь берег до залива Посьета, а затем и сам залив.

Учитывая, что была уже первая декада мая и начались густые туманы, мешавшие работе, а в Татарском проливе лед, очевидно, уже прошел, адмирал прервал гидрографические работы и направился в Императорскую гавань.

Последовавшая за этим война с англо-французами на время прервала исследования Приморья русскими военными моряками. Однако и после окончания войны не сразу удалось продолжить здесь работы, так как Сибирская флотилия к тому времени оказалась без судов.

Учитывая сложившуюся обстановку, командование Морского флота предприняло ряд срочных мер, позволивших в течение нескольких лет исправить создавшееся ненормальное положение. Уже в 1856 году в Николаевск-на-Амуре пришел купленный в США пароходокорвет «Америка». Им на следующий год воспользовался адмирал Е.В. Путятин для осуществления дипломатической миссии в Китай. В период этого перехода при следовании от Сахалина к материковому берегу им 13 июня был открыт зал. Владимира, а вечером 14 июля зал. Ольги. Во время пребывания в этих заливах офицеры судна составили их планы, изданные Гидрографическим управлением.

В 1858 г. Сибирская флотилия пополнилась уже не одним судном, а целым отрядом: это из Кронштадта прибыли построенные в Архангельске суда Первого Амурского отряда под командованием капитана 1 ранга Д.И. Кузнецова. В состав отряда входили винтовые корветы «Боярин», «Воевода», «Новик» и винтовые клипера «Джигит», «Пластун», «Стрелок». Наконец, в том же году поступили транспорты «Манджур» и «Японец».

Сразу по прибытии на Дальний Восток капитан 1 ранга Кузнецов направил клипер «Стрелок» (командир капитан-лейтенант И.И. Федорович) на исследование побережья. Осмотрев главным образом реки на север от зал. Ольги, клипер затем прошел южнее этого залива, побывав в заливе Петра Великого и, что очень важно, осмотрел прол. Босфор Восточный и бух. Золотой Рог. Описав затем южную часть о-ва Аскольд, клипер, ввиду позднего времени и течи трубок в котлах, ушел в Японию. Вернувшись сюда в начале следующего года, моряки «Стрелка» закончили опись о-ва Аскольд и положили на карту о-в Путятина и прол. Стрелок.

В 1859 году, следуя из Японии в зал. Посьета через неизвестный им залив, экипаж пароходокорвета «Америка» (командир капитан-лейтенант А.А. Болтин), под флагом генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского, открыл и исследовал зал. Америка (ныне Находка), открыл бухты Врангеля и Козьмина, описал полуостров Муравьева-Амурского и часть о-в Русский. Были также даны названия большинству географических пунктов залива и назван сам залив Петра Великого. Тогда же корвет «Новик» (командир капитан-лейтенант Копылов) осмотрел и описал бух. Новик. По этим и ряду других материалов была в том же году выпущена первая карта залива Петра Великого.

Очень важные мероприятия были проведены в 1860 году. В апреле с транспорта «Японец» был высажен в зал. Посьета личный состав первого там поста. 20 июня (2 июля) транспорт «Манджур» (командир капитан-лейтенант А.К. Шефнер) высаживает на северный берег бух. Золотой Рог группу солдат 3-й роты 4-го линейного батальона Восточной Сибири, основавших пост Владивосток. Затем он высаживает другую группу солдат той же роты в зал. Посьета, на замену матросов, высаженных в апреле, основавших Новгородский пост. Оставшийся на зиму в посту Владивосток корвет «Гридень» (командир лейтенант Г.Х. Эгершельд) силами личного состава судна описал бухту Золотой Рог и пролив Босфор-Восточный с производством зимнего промера.

В летний период 1860 года парусно-винтовая шхуна «Восток» (командир лейтенант П.Л. Овсянкин) под руководством подполковника корпуса флотских штурманов В.М. Бабкина провела опись заливов Владимира и Ольги и всего берега от зал. Владимира до зал. Америка включительно. В этот период были описаны и названы бухты Евстафия, Валентина, Преображения, Успения, Врангеля, Мелководная и др.

На следующий год, в период с 17 по 30 июля 1861 года, экипаж клипера «Гайдамак» (командир капитан-лейтенант А.А. Пещуров) описал залив Петра Великого от мыса Среднего до мыса Пещурова и зал. Восток, который до этого еще фактически не описывался. В ходе этих работ в зал. Восток была открыта и исследована бухта, получившая название в честь клипера.

В 1862 году подполковник КФШ В.М. Бабкин, используя клипер «Разбойник» (командир капитан-лейтенант В.И. Попов) и корвет «Новик» (командир капитан-лейтенант К.Г. Скрыплев), описывает зал. Петра Великого от мыса Поворотный до зал. Посьета, включая заливы Амурский и Уссурийский. В следующем 1863 году он же на корвете «Калевала» (командир капитан-лейтенант Ф.Н. Желтухин) завершает опись зал. Петра Великого, карта которого была издана в 1865 году.

Таким образом, в периоде 1854 по 1863 г. была в основном описана и положена на карту вся береговая черта Приморья. К сожалению, качество изданных карт (их точность) было не очень высоким, так как береговая черта на них не была жестко привязана к береговым астрономическим пунктам и «гуляла» довольно сильно, а населенные пункты не были связаны между собой хронометрической связью. Начало такой работе было положено в 1866 году с прибытием на Дальний Восток лейтенанта К.С. Старицкого. После его отъезда в 1871 году его сменил Л.П. Елагин, выполнивший в 1873 году также съемку заливов Пластун и Джигит, а затем заливов Амурского и Уссурийского. Его сменил лейтенант Э.В. Майдель, выполнивший также большой объем работ.

Не имея возможности даже перечислить все проведенные работы, все же необходимо отметить деятельность капитана 1 ранга С.О. Макарова, выполнившего в 1877 году промер зал. Петра Великого, а в 1888 году картографирование бухт Троица и Витязь в зал. Посьета.

В начале этого материала мы привели названия судов и экспедиций, участвовавших в открытии и первоначальном исследовании побережья Приморья. Указали мы и фамилии их командиров и начальников. Однако, учитывая, что основная тяжесть работ падала на офицеров судов и большинство географических названий дано в их честь, мы снова утверждаемся в том, что первооткрывателями Приморья были военные моряки.

Об этом же свидетельствует и тот факт, что среди большого числа людей, увековеченных в названиях географических пунктов, мы видим офицеров всех чинов и рангов и среди них: кондукторов КФШ С.С. Атласова и В.Л. Геллера, гардемаринов М.А. Ахлестышева и А.А. Бартенева, прапорщиков КФШ Д.П. Арцыбашева и В.И. Герасимова, подпоручиков КФШ С.А. Варгина и И.И. Елизарова, подпоручиков корпуса инженер-механиков (КИМ) И.И. Зарубина и Н.А. Иванцова, поручиков КФШ В.А. Бельцова и Ф.К. Орехова, мичманов Н.Н. Азарьева и П.Н. Дурново, штабс-капитанов КФШ М.А. Клыкова и А.А. Мальцева и лейтенантов В.Г. Басаргина и В.П. Верховского, капитанов М.В. Гаккеля и П.А. Кошелева, капитан-лейтенантов Ф.Н. Желтухина и К.Г. Скрыплева, подполковников КФШ В.М. Бабкина и К.П. Андреева, капитанов 2 ранга И.И. Подъяпольского и В.А. Бойсмана, капитанов 1 ранга А.П. Каменского и Ф.Х. Острено, контр-адмиралов А.А. Попова и И.Ф. Лихачева, вице-адмиралов Е.В. Путятина и М.Ф. Рейнеке.

Среди судов, увековеченных в названиях географических пунктов Приморья, мы видим имена: фрегатов «Паллада» и «Аскольд», корветов «Боярин», «Воевода», «Наездник», «Новик», «Рында», клиперов «Абрек», «Гайдамак», «Джигит», «Опричник», «Пластун», «Разбойник» и «Стрелок», шхун «Алеут» и «Восток», транспортов «Гиляк» и «Манджур».

Следует отметить, что и в последующие годы исследованием Приморья и всего Дальнего Востока занимались в основном моряки в лице созданной в 1880 году Отдельной съемки Восточного океана, реорганизованной в 1898 году в Гидрографическую экспедицию Восточного океана.

Автор: Розенфельд С.И., действительный член Географического общества

Источник: Вторая Приморская краевая научно-практическая конференция «Исторические названия – памятники культуры». 26-27 мая 1992 г. – Владивосток, 1992

Тэги: Розенфельд С.И., Конференция (1992), Евразия, Россия, Приморский край

Исторические названия – памятники культуры

1. Исторические географические названия в контексте современных общественно-политических процессов
1.1. Груздев А.И. Топонимика и общественно-политические процессы
1.2. Аргудяева Ю.В. Топонимы Приморья как источник по истории формирования населения края
1.3. Груздев А.И. Концепция возвращения исторических географических названий в Приморье
1.4. Дьяченко Б.А. Восстановление названий улиц Владивостока
1.5. Еланцева О.П. Байкало-Амурская магистраль: к вопросу о топонимах на карте
1.6. Лаптев В.З. О возвращении исторических названий казачьим поселениям Приморья
1.7. Обертас В.А. О некоторых принципах формирования городской топонимии Приамурского края в кон. XIX – нач. XX вв.
1.8. Обертас В.А. О проблеме одноименности в топонимике Владивостока
1.9. Розенфельд С.И. Военные моряки – первооткрыватели Приморья
1.10. Рязанцева М.Д. Топонимика и геология
1.11. Храмцова А.Т. ПГОМ им. В.К. Арсеньева как хранитель информации о топонимических памятниках ДВ (обзор фондов музея)
2. Историко-лингвистические проблемы топонимии Приморья
2.1. Киселева М.О. Функционирование топонимов г. Владивостока
2.2. Мизь Н.Г. Православие в топонимике Приморья
2.3. Осипов Ю.Н. Почему так названо?
2.4. Подмаскин В.В. Происхождение тунгусо-маньчжурских топонимов Приморья и Приамурья
2.5. Рублева О.Л. Топонимический словарь Приморья
2.6. Фетисова Л.Е. Восточно-славянская топонимия Приморья
2.7. Шавкунов Э.В. Бохайские топонимы и гидронимы Приморья


Комментарии (0)




Ваше имя (не обязательно, на кириллице)


Текст (не более 10000 знаков)


Cтoлицa России? (защита от спама, выберите правильный ответ)



Поиск статей

Новые комменты к статьям212) 24.03.2017 Топонимика Яковлевского района
211) 23.03.2017 Топонимика Яковлевского района
210) 08.03.2017 Языковая картина мира в зеркале топонимии Владивостока
209) 04.03.2017 Срамословие в топонимике России XV – XVI вв.
208) 26.10.2016 Армянская топонимика Москвы
207) 24.06.2016 О лингвострановедческом потенциале топонимов и о соответствующем словаре
206) 24.05.2016 Срамословие в топонимике России XV – XVI вв.
205) 07.09.2015 От Або до Ясной Поляны по карте Приморского края. Часть 3
204) 26.08.2015 Что в имени тебе моём?
203) 18.08.2015 Топонимика города Уссурийска


Остальные комменты (открыть/скрыть)


Новое на форуме
© 2009-2017 Toponimika.ru