Топонимика

Главная | Книги | Комменты | Форум      Контакты: toponimika@list.ru



Статья

Все статьи (241)



Православие в топонимике Приморья

Добавлена: 24.08.2012 | Просмотров: 1923<<< >>>

Географическая и административная карта Приморского края во многих названиях географических пунктов хранит и воспроизводит историю православия.

В уже утраченных и ныне живущих топонимах мы можем прочесть имена просветителей-миссионеров и святых, названия городов Древнего мира, где происходили важные события христианской истории, можем вспомнить церковные праздники, символы и понятия Православной Церкви.

Почти все эти названия на карте Приморья появились в 30-40-летний период на рубеже ХIХ-ХХ веков, когда шел активный процесс изучения и освоения русского Дальнего Востока.

Первопоселенцы и первостроители Приморья в подавляющем большинстве были людьми верующими. Обустраиваясь на новом месте, они строили храмы, несли Христианскую культуру и духовность, что отразилось в названиях поселений.

Названия морских географических пунктов появились в основном в результате исторического плавания пароходокорвета «Америка» в 1857 году, а также деятельности гидрографической экспедиции подполковника В.М. Бабкина и военно-топографической экспедиции подполковника Л.А. Большева в 60-70 годы прошлого века. В результате этих исследований появились названия: река Аввакумовка, заливы и бухты Св. Ольги, Св. Валентина. Св. Владимира, Св. Евстафия, Успения, Преображения, Троицы.

Река Аввакумовка, впадающая в залив Ольги, названа так в 1857 году экипажем пароходокорвета «Америка» в честь архимандрита Аввакума, видного ученого-китаеведа, дипломата. Первоначально на русских картах река называлась Аввакум.

Река Аввакумовка впадает в Японское море – это восточная граница Приморского края. На Восточном побережье Приморского края четыре залива названы в честь христианских святых, память их отмечается в разные дни июля. Самый северный из них – залив Владимира – открыт 15 июля 1857 г. экспедицией адмирала Е.П. Путятина на пароходокорвете «Америка». Он был, назван заливом Святого Владимира в честь великого князя Киевского Владимира Святославовича, память которого Церковь отмечает 15 июля.

Южнее залива Владимира на побережье Приморья находится залив Ольги. Этот залив был открыт в 1855 году экспедицией английских кораблей «Винчестер» и «Барракута» и назван – Порт Михаил.

Сеймур, по имени английского адмирала. Первым русским судном, вошедшим в этот залив, был пароходокорвет «Америка». Это событие произошло 14 июля 1857 г., вскоре после праздника Святой Ольги, поэтому экипаж судна назвал залив в честь великой Киевской княгини Ольги. Память о святой Ольге, кроме залива, на карте Приморья хранит поселок и хребет на восточных склонах Сихотэ-Алиня.

Южнее залива Ольги на побережье Приморья находится бухта Евстафия, которая была открыта, описана и названа 28 июля 1860 года экспедицией подполковника корпуса флотских штурманов В.М. Бабкина с борта шхуны «Восток». Православная Церковь отмечает день Святого Евстафия 28 июля. Святой мученик Евстафий жил в конце III – начале IV веков, он был воином. За открытое исповедание христианской веры был предан мученической смерти.

Еще одна бухта на побережье Приморья носит имя православного святого. Она была открыта 30 июля 1860 года в день священномученика Валентина экспедицией В.М. Бабкина. Первоначально она называлась бухтой Святого Валентина.

Священномученик епископ Валентин (Уалентин) жил в III в. в итальянском городе Интерамне. Он имел от Бога дар врачевания разных болезней молитвами к Господу Иисусу Христу. За христианское исповедание, просветительство и наставничество был предан мучениям и казни вместе со своими учениками – святыми мучениками – Прокулом, Ефивом, Апполонием и Авундием.

Кроме четырех заливов, названных в честь христианских святых, побережье Приморья в названиях двух бухт, расположенных южнее, хранит сведения о двух праздниках Православной Церкви, – это бухты Преображения и Успения.

Бухта Преображения открыта 4 августа 1860 года экспедицией В.М. Бабкина с борта шхуны «Восток» накануне праздника Преображения, в связи с чем получила свое название. Праздник Преображение Господне православная церковь отмечает 6 (19 по новому стилю) августа. Это память об этом из событий жизни Христа, когда он, неузнанный посланец Бога, плотник из провинциального города Назарета, презираемый учителями Закона, ненавидимый духовенством, явил трем ученикам: Петру, Иоанну и Иакову свою Божественную суть.

Праздник Преображения был одним из самых любимых и массовых. Название его широко использовалось в топонимике. В нашем крае, кроме бухты и поселка на морском побережье, такое название имеет еще один поселок, расположенный на р. Уссури, а кроме того – гора на территории бывшего Шмаковского монастыря. Главная улица города Спасска первоначально называлась Преображенской.

Также широко в топонимике Приморья использовано название одного из великих двунадесятых христианских праздников – Успение Пресвятой Богородицы.

Бухта Успения на морском восточном побережье Приморья была открыта и названа 14 августа 1860 года экспедицией В.М. Бабкина на борту шхуны «Восток». Банка у входа в бухту Успения получила такое же название. Мыс Успения на побережье края у мыса Песчаного описан 14 августа 1874 года военно-топографической экспедицией подполковника Л.А. Большева. На карте Приморья было село Успенское, сейчас это поселок Кировский. В городах и селах были храмы Успения Пресвятой Богородицы, были улицы Успенские.

Великий христианский праздник Успение Пресвятой Богородицы отмечается 15 (28 по новому стилю) августа. Это последний двунадесятый праздник церковного года. Ему предшествует двухнедельный пост.

Еще одна бухта на морской карте Приморского края имеет название христианского происхождения. Это бухта Троицы в заливе Посьета. Она была названа в честь праздника Святой Троицы в 1862 году экспедицией В.М. Бабкина, так как именно в день этого праздника участники экспедиции обнаружили и обследовали бухту.

Праздник Святой Троицы входит в число двунадесятых в русском православии, относится к числу подвижных, отмечается на 50-й день после Пасхи, поэтому еще назвается Пятидесятницей. Это праздник рождения Церкви, день явления Духа Божия в Церкви. В честь этого праздника в Приморье, кроме бухты, названо еще три селения. Это село Троицкое, основанное в конце прошлого века на берегу озера Ханка, и села Троицкое и Новотроицкое на севере края.

Почти все православные праздники представлены на карте Приморья названиями населенных пунктов. Это – Крещенка, Новокрещенка, Воскресенка, Вознесенка и Вознесеновка, Воздвиженка, Рождественская (2 поселка), Введенка, Покровка, Новопокровка.

Так, в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы названы четыре населенных пункта, в том числе являются районными центрами. Это с. Покровка – центр Октябрьского района, с. Новопокровка – центр Красноармейского района, кроме того в Яковлевском районе есть село Покровка, а в Анучинском – Новопокровка.

Топонимика Приморья, кроме уже названных, представляет следующие широко известные христианские праздники: Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение, Воскресение (Пасха Христова), Вознесение Господне, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

В северной части края и на юге, в бассейне р. Суходол, есть села Рождественки, которые, по-видимому, названы в честь великого двунадесятого праздника Рождества Христова. Праздник отмечается православной Россией 7 января (25 декабря по старому стилю), когда по церковному преданию родился богомладенец Иисус Христос.

Следующий по православному календарю великий двунадесятый праздник – Крещение Господне. О нем напоминают своим названием села: Новокрещенка, что на реке Большая Уссурка, неподалеку от районного центра Красноармейского района Новопокровки, а также Крещенка на р. Литовка, впадающей в залив Восток. Праздник Крещения отмечается 6 (19) января, он связан с одним из важных событий земной жизни Иисуса Христа. На 30-м году жизни, перед тем как отправиться проповедовать новое учение, Христос пришел на реку Иордан и принял крещение от Иоанна Предтечи.

Еще один великий двунадесятый праздник Православия отмечается в зимнее время – это Сретение Господне. Название этого праздника дало имя селу в Дальнереченском районе Приморского края – Сретенка. Сретение отмечается на 40-й день после Рождества Христова, т.е. 2 (15) февраля.

Величайший праздник христианской Церкви – Пасха, или Воскресение Христово – тоже нашел отражение в топонимике края. Это село Воскресенка вблизи города Спасска-Дальнего. Через 40 дней после Пасхи празднуется Вознесение Господне. В честь этого праздника названо село Вознесенка в Хорольском районе. Кроме того, на севере края, на реке Самарге, есть село Вознесеновка.

С великими христианскими праздниками, которые отмечаются в осенние месяцы (сентябре и ноябре) связаны названия еще двух сел в Приморском крае. Это Воздвиженка в южном Приморье и Введенка в северной части края.

Помимо исторически сложившихся церковно-христианских названий в крае имеется небольшая группа гидронимов, которые появились на карте по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР ОТ 26 декабря 1972 г. и Постановления Совета Министров РСФСР №753 от 29 декабря 1972 г. Это р. Спасовка (бывшая Сантахеза), р. Новотроицкая (Третья Телянза), р. Новотроицкая (Ивангоудза), р. Преображенка (Малая Шетухэ), р. Успенка (Таленгоу), руч. Евстафия (Типивай), руч. Аввакумовский (Чинчилаза), руч. Монах (Японский), р. Троицкая (Манчжурка), руч. Рождественский (Циглий ключ), р. Покровка (Янцыгоу), гора Монашка (бывш.г.Японская).

В шестидесятые годы в ходе геологических и гидрогеологических исследований на карте появились названия двух минеральных источников: Покровский и Церковный.

Источник Покровский находится в Яковлевском районе, по правому берегу р. Покровской, впадающей в р. Арсеньевку.

Источник Церковный расположен в долине р. Церковной, в 5 км от села Фумановки Ольгинского района.

Приведенные примеры наименований, связанных с церковно-христианской историей, не являются полным списком; они прочитаны на карте Приморского края масштабов 1:1 250 000 и 1:500 000. Этот список, по всей видимости, будет гораздо более широким, если использовать географические и административные карты более детальные, например, масштаба 1: 50 000.

Перечисленные топонимы свидетельствуют о достаточно высокой степени сохранности христианской памяти и культуры.

О важности этого явления очень хорошо сказал Д.С. Лихачев: «В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, развивается эстетический уровень восприятия и творчества».

Автор: Мизь Н.Г., депутат Владивостокского городского Совета (комиссия по развитию культуры), член Ученого совета Приморского географического общества

Источник: Вторая Приморская краевая научно-практическая конференция «Исторические названия – памятники культуры». 26-27 мая 1992 г. – Владивосток, 1992

Тэги: Мизь Н.Г., Конференция (1992), Евразия, Россия, Приморский край

Исторические названия – памятники культуры

1. Исторические географические названия в контексте современных общественно-политических процессов
1.1. Груздев А.И. Топонимика и общественно-политические процессы
1.2. Аргудяева Ю.В. Топонимы Приморья как источник по истории формирования населения края
1.3. Груздев А.И. Концепция возвращения исторических географических названий в Приморье
1.4. Дьяченко Б.А. Восстановление названий улиц Владивостока
1.5. Еланцева О.П. Байкало-Амурская магистраль: к вопросу о топонимах на карте
1.6. Лаптев В.З. О возвращении исторических названий казачьим поселениям Приморья
1.7. Обертас В.А. О некоторых принципах формирования городской топонимии Приамурского края в кон. XIX – нач. XX вв.
1.8. Обертас В.А. О проблеме одноименности в топонимике Владивостока
1.9. Розенфельд С.И. Военные моряки – первооткрыватели Приморья
1.10. Рязанцева М.Д. Топонимика и геология
1.11. Храмцова А.Т. ПГОМ им. В.К. Арсеньева как хранитель информации о топонимических памятниках ДВ (обзор фондов музея)
2. Историко-лингвистические проблемы топонимии Приморья
2.1. Киселева М.О. Функционирование топонимов г. Владивостока
2.2. Мизь Н.Г. Православие в топонимике Приморья
2.3. Осипов Ю.Н. Почему так названо?
2.4. Подмаскин В.В. Происхождение тунгусо-маньчжурских топонимов Приморья и Приамурья
2.5. Рублева О.Л. Топонимический словарь Приморья
2.6. Фетисова Л.Е. Восточно-славянская топонимия Приморья
2.7. Шавкунов Э.В. Бохайские топонимы и гидронимы Приморья


Комментарии (0)




Ваше имя (не обязательно, на кириллице)


Текст (не более 10000 знаков)


Cтoлицa России? (защита от спама, выберите правильный ответ)



Поиск статей

Новые комменты к статьям213) 03.08.2017 Самарская топонимика
212) 24.03.2017 Топонимика Яковлевского района
211) 23.03.2017 Топонимика Яковлевского района
210) 08.03.2017 Языковая картина мира в зеркале топонимии Владивостока
209) 04.03.2017 Срамословие в топонимике России XV – XVI вв.
208) 26.10.2016 Армянская топонимика Москвы
207) 24.06.2016 О лингвострановедческом потенциале топонимов и о соответствующем словаре
206) 24.05.2016 Срамословие в топонимике России XV – XVI вв.
205) 07.09.2015 От Або до Ясной Поляны по карте Приморского края. Часть 3
204) 26.08.2015 Что в имени тебе моём?


Остальные комменты (открыть/скрыть)


Новое на форуме
© 2009-2017 Toponimika.ru