Топонимика

Главная | Книги | Комменты | Форум      Контакты: toponimika@list.ru



Статья

Все статьи (244)



Только наш Дунькин Пуп!

Добавлена: 29.05.2015 | Просмотров: 2213<<< >>>


Васильева Светлана Петровна
Если бы в школьной программе был предмет "Родиноведение", как предлагал ещё в двадцатые годы прошлого столетия известный русский педагог Звягинцев, топонимика могла бы стать главным его разделом и главенствовать в его содержании. Разве не с названия родных мест для человека начинается Родина, разве не с географического адреса начинает он осознавать себя частью большой страны, и разве не с "имени" знакомой с детства речушки, луга, мостика, перелеска начинается патриотизм?

Диалектологам Красноярского государственного педагогического университета позавидуешь – собранный за десятилетия исследований материал в области микротопонимики (местных географических названий) – как сборник народной поэзии, захватывающая история души русского человека, пришедшего в Сибирь. Право же, вряд ли есть что-либо более увлекательное, чем "хождение" по местным географическим названиям! В местных говорах Красноярья "именовано", кажется, всё – и каждое село, и болотце, и край деревни. Да как красиво и образно!

Не устаёт это утверждать и известный красноярский лингвист, доктор филологических наук, профессор Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, руководитель Регионального лингвистического центра, автор книги "Русская топонимия Приенисейской Сибири: картина мира" Светлана Васильева.

История с географией. И любовью


– Светлана Петровна, что особенного, сибирского открылось вам при изучении топонимической истории Красноярья?

– Особенности топонимии Приенисейской Сибири, а территорией диалектологических исследований в 60-80-е годы был Красноярский край, куда входила и Хакасия, обусловлены и историей, и географией края – тем многообразием ощущений, впечатлений от новой земли, нового окружения, с чем человек начинал жить в Сибири. И в этом плане топонимия очень ярко отражает языковую ментальность сибиряков. Можно сказать, в ней весь сибирский русский путь.

Сюда шли люди зачастую от отчаяния, от безземелья, бедности. И по своей воле, и по воле государевой. Шли за мечтой о вольной и богатой жизни. По некоторым названиям населённых пунктов так и видится, как, выбрав место для своего поселения, а это обычно бывало на берегу реки, новые сибиряки представляли своё будущее. И как посыл в это будущее давали названия своим селениям. Характерно, что многие из них такие оптимистичные – Счастливое, Богатое, Раздольное.

Но также придерживались традиции названия "по владельцу", по основателю деревни. И на карте края много владельческих названий – Емельяново, Творогово, Назарово... Многочисленные в нашем крае Алексеевки, Михайловки, Орловки из того же ряда. В некоторых случаях выбор названия решал общий сход, и за право дать своё имя селению боролись богатые селяне, купцы. Но в основном названия возникали естественным путём, то есть заимка Петра – потом деревня Петрова, и, наконец, Петровка.

Хотя что касается названия Петровка, то, как и Ивановка, чаще всего такая номинация возникала от пересечения с православными праздниками, и чаще всего по "имени" сельской церкви. Например, Рождественское, Петровка, Ивановка, Покровка, Вознесенка. В советское время все сёла, имеющие в своём названии "рождество", были переименованы, а другие остались как просто "именные". Так Христорождественское стало Дзержинским.

Владельческие названия имеют не только населённые пункты, но и отдельные места, бывшие в чьей-то собственности или связанные с историей "про человека". Так, в Бирилюсском районе есть Захарово поле, в Ужурском – Исаев ручей, в Богучанском – Лавриковы бугры, Никишкина мельница, речка Степаха. Известно, что Тасеево названо по имени князца Тасея, как и остров Татышев в Красноярске, по имени Татуша, сына местного князца. Столетия прошли с момента "присвоения имени" какому-то месту, уже нет "ничего общего" с изначальной историей, а топонимические названия сохранили народную историю, они, как ускользающий след прошлого, не дают ему исчезнуть. В этом, конечно, уникальность топонимов и особенно микротопонимов.

Также традиционно названия давались по социально-профессиональной принадлежности. В Балахтинском районе есть деревня Тархановская. Как можно предположить, название пошло от названия "тарханов" – достаточно привилегированного сословия, освобождённого от налогов. Балахтинские тарханы занимались скупкой льна, щетины и другим.

Характерно для Приенисейской Сибири и множество "казачьих" названий – Казачинское, Есаулово, Атаманово, Сотниково, Караульное, Казачка. Владение священнослужителями землёй, а ведь в прежние времена и служители культа вынуждены были крестьянствовать, по крайней мере владели землёй, держали хозяйство, оставило в названиях урочище Дьяконица, Попов луг. В советское время появились Милицейские Поля, гора Солдатская, деревня Солдатово.

– Помню, как в Емельяновском районе обескуражила история названия деревни Мужичкино. Оказалось, не с мужчинами она связана, а с женщиной. Вдовой, оставшейся с детьми и вынужденной пахать "как мужик". Тем более что в народных сословиях она проходила как "мужичка", то есть жена крестьянина, а не казака.

– Стоит сказать, что немало микротопонимов дают образ женщины. Что интересно, женских имён почти совсем нет в названии полей, заимок, таёжных мест, то есть там, где властвовал мужчина, где была его "епархия". И обычно с женской топонимикой связана какая-то душещипательная любовная история, красивая легенда. Урочище Ирина в Туруханском районе так названо потому, что там, по рассказам местных жителей, погибла молодая женщина. Катеринины берёзы – рощица в Назаровском районе, где, по легенде, повесилась девушка, которой не дали выйти замуж за любимого богатые родители. Много есть Марьиных рощ.

Любопытный раздел микротопонимики, связанный со словом "бабий". В Емельяновском районе есть Бабий пляж, Бабья купальня. Вообще всё, что связано с "бабьим", обязательно вблизи села, деревни, это какой-то маленький заповедный женский уголок. Вот и Бабья купальня – это часть пруда, где раньше были мостки, где женщины устраивали свои постирушки. Что характерно, "бабьи" названия давались ближним местам – поскотине, околице. А вот что касалось мужчины – это всегда далёкие места, связанные с тяжёлой работой (поле, пашня), охотой (заимка, лес).

Интересен в названиях и ряд антропонимов. Много островов, скалистых выступов, горок, холмов названы по сходству с частями человеческого тела. Есть в них Пуп, Ребро, Голова и даже Бородавка (Бородавкино поле, то есть кочковатое место, в Богучанском районе), Бок, Рёбра, Щёки (скалистые берега на Подкаменной Тунгуске). В Балахтинском районе есть место Горло, которое назвали так за узость прохода. Безгузов мостик, как поясняли местные жители, потому и "безгузов", что "труднопроезжее место, где весь зад отобьёшь".

В антропомофной топонимике также можно проследить гендерные различия, причём в названиях явно чувствуется "мужская метка". Я не говорю уж о Тёщином языке – извилистом горном участке вблизи Дивногорска. Это "классика", распространённая всюду, где есть горы. На Кавказе во многих местах есть такие Тёщины языки. Но Дунькин Пуп (возвышенность среди ровного поля) только у нас в крае и только в Балахтинском районе! Впрочем, этим сибиряки не переплюнули Манькины Титьки, что есть в народной топонимии севера России.

В названиях встречаются и разные виды "одежды". Так, в Богучанском, Бирилюсском, Балахтинском районах есть развилка и поле Штаны. Точнее не скажешь! Также приенисейская микротопонимия богата названиями, связанными с предметами: Хомутный покос (большая поляна, окружённая озером), гора Сундук, остров Сусечек (здесь скорее связь с садком для хранения рыбы, в некоторых местностях называемым "сусечек"), урочище Блюдце (три круглых поля в Абанском районе), поля Стопка, Чаша, покос Булочкино, гора Котомочкина, Ножницы (огромные камни на реке). В Бирилюссах место в конце тротуара, где останавливаются поговорить, называют Пятачок.

Чем дальше в лес...


– Потрясающе, как каждое название реки, озера (и дороги, и поля!) вмещает целый ряд событий, представлений человека. И как же красиво, порой необычно называли родные уголки!

– Нельзя не восхищаться образностью, меткостью названий, отражающих жизнь человека в близости с природой. Сколько в них наблюдательности! В этом плане интересен ряд местных названий, относящихся к животным. Что ж, в лесном крае это закономерно. Утёс Медвежья голова, гора Бараний лоб, порог Косой Бык. Что интересно, чем дальше в лес, тем больше названий, связанных с дикими животными – Волчий лог, Медвежий угол. А вот ближе к селению преобладают "связи" с домашними животными – Курячий ручей, например.

Очень часто в названии "подчёркивалось", на какой земле стоит селение, каков ландшафт. По многим названиям можно определить вид почвы – не случайно во всех языках присутствует слово "яр". Много и "горок". Собственно, исчерпывающие географические характеристики дают названия селений Мысовская, Толстый Мыс, Камень, Сопка, Подсопочное, Глядень (селений с таким названием несколько, и начинались они с места наблюдения караула). Образное восприятие местности в названии деревни Горбы, Курганчики. В Партизанском районе был участок Синий Хребет. Ну, "хребет" присутствует в нескольких названиях. Но почему "синий"? Как-то мне довелось быть в тех местах. И из окна поезда увиделся потрясающий вид. Действительно, издали вся та часть местности казалась ярко-синей! Как же надо было увидеть эту местность, как верно подобрать цвет названию!

Вообще ничто случайное не появлялось в "малых" географических названиях, в основе каждого микротопонима можно обнаружить порой какое-то интуитивное познание географии, определённое ощущение пространства. Так, например, во многих названиях "указывается" местоположение селения или какого-то уголка близ деревни – низинка ли, полянка ли среди тайги, луг, падь, лог. Всё ясно по названиям Елань (поляна), Луговатка, Луговское, Пашенный, Логавское, Выезжий Лог, Косой Лог, Гремучая Падь, Ямная. В Балахтинском районе деревня, стоящая в низине, так и называлась – Ямка. И хотя официальное её название было Безъязыково, в народной памяти и местных говорах она и поныне Ямка!

Прежде не было "искусственных" названий населённых пунктов, их не специально "изобретали", всё происходило в живом процессе.

– И потому так точно!

– Да, вот эта "точность", географическое соответствие поразительны. Не случайно, например, сложилось название села Светлолобово. Оно стоит на пригорке, и солнце, находясь в зените, освещает его "прямо в лоб". Или Холодный лог – потому что в этом месте всегда туман и холодно даже в жару.

Не редкость названия, связанные с определением времени дня. Например, Полуденный распадок в Абанском районе. И действительно, в этот лог солнце заглядывает только в полдень. Момент зафиксировался! Или в том же Абанском районе есть поле Закат – освещение здесь наиболее яркое в закатное время. Названия отражают символическое представление о сторонах света, о смене дня и ночи, прохождении солнца (восход – закат – полдень). Так, есть покос Сивер, который расположен в тени, не на солнце.

– Потрясающе, как в названия входило всё, что окружало человека, вся жизнь людская.

– И не только бытовая. Множество топонимов связано с духовной жизнью людей, их чаяниями, ощущением жизни. Я уже говорила о "посыле в будущее", установке на лучшую долю в новой сибирской жизни, отражённых во многих названиях населённых пунктов. И в этом плане показателен "раздел", связанный с мечтами, поисками Беловодья – сказочной богатой страны на просторах Сибири. Судя по названиям приенисейских селений, многие переселенцы шли в Сибирь в поисках Беловодья или, потрясённые красотой сибирской земли и особенно её пространственной мощью, принимали за него новое место. Это восхищение передают названия с эмоционально-экспрессивной окраской, как Светлолобово, Светлое, Беломестная, Белогорье.

Вообще река, вода как ментальный образ довольно плотно присутствуют на топонимической карте. И очень чётко даётся характеристика воды – река Прозрачная в Курагинском районе, ручей Светлый в Манском, реки Чистая, Светлая в Тасеевском. Им противопоставляется другой ряд названий рек – Мутная, Гнилушка, Поганка, Грязнушка. И это были не просто определения, эти названия имеют духовное значение. Что меня потрясает в "именнике" рек и ручьёв, родников – поразительное тонкое, на уровне интуиции и величайшей наблюдательности, знание, ощущение воды людьми прошлого.

В крае много родников, которые издавна называются Святой ключ (или Белый). Далеко не всем, даже очень красивым источникам даётся такое название, а только целебным. Но как это определяли в старину, как "чувствовали" воду?! И безошибочно, что и подтверждают современные исследования. И опять же, параллельно идёт ряд со словом "чёрный" и тождественным ему в значении "чёртов" – Чёртов омут, Чёртово озеро, Чёртов мост. Всё пугающее человека, что он не мог объяснить, пересилить, имело такие названия.

Из противопоставлений "чистого" (это бывало связано и с красотой места, что хотели подчеркнуть) и "нечистого" топонимы Лешачье болото, Ведьмино болото и Чистое Поле.

Нельзя считать случайными и названия селений с частью "верхняя" и "нижняя", особенно приречных. Ими тоже передаётся ощущение пространства и восприятие реки как совершенно различных частей мира.

Вообще у древних народов Сибири каждая река состояла из трёх миров: верхний мир – исток, то есть мир души, предназначенной родиться; средний, который соответствовал среднему течению, был миром живых (и действительно, на большой реке в среднем её течении вся жизнь кипела); наконец, третий мир – устье воспринимался как мир мёртвых, царство тёмной воды, куда уходят духи. Русские переселенцы восприняли это разделение, "прониклись" философией воды древних, что и отразилось в названиях.

Что характерно для русских названий водных мест, среди них много заимствованных из языков коренного населения Сибири. Например, названия рек Абакан, посёлка Абан, села Тайна (это кетское слово с ударением на последнем слоге), Кан. Известно, что и название нашей главной реки края Енисей пошло от самодийского "ионесси", что значит "большая река". А вот названию реки Кан, слову тюркского происхождения, приписывают значение "кровь". Однако также можно предположить, что история этого названия более древняя, возможно, есть связь с монгольским словом "канг", означающим "путь", "дорога". Река Кан в древности и была дорогой для кочевников. Но это тот случай, когда достоверно что-то утверждать невозможно, как и с названиями рек Волга, Москва.

Немалое количество так называемых ситуативных микротопонимов, возникающих в случае, когда ситуация "схватывается" и в названии выдаётся её ассоциативное осмысление. Нередко это передаётся через вкусовые ощущения. Сладкий Лог в Новосёловском районе, Горькая Дорога в Ачинском. Лог так назвали потому, что когда-то на этом месте перевернулся грузовик, груженный сахаром. А дорога – потому что в войну по ней возили хлеб на сдачу государству. Дорога была труднопроезжей, тяжёлой, а время голодным...

Живу во дворце, пошёл в хохлы

– В "малых" географических названиях, кажется, вся история души русского человека, пришедшего в Сибирь. И не случайно по богатейшему лексическому наследству сейчас изучают ментальность сибиряков. То, как называли родные уголки, отражает представления человека об окружающем, его духовный мир, осмысление всего сущего.

– Интересно, как топонимия даёт представление об особо свойственном сибирякам понятии "свой – чужой". С приобретением названия селение становилось "своим", "установленным", в восприятии чем-то прочным. Характерно, что при заселении Сибири русскими появилось много названий с корнем "стан" – Станок, Становое, Установо. А вот местожительство новоприезжих, обычно селившихся на окраинах, называли Выселками, Хутором. Нередко селения переселенцев каждой новой волны называли и Заимками, от глагола "занять". То есть "заняли" кусок земли.

Сложная система представлений "свой – чужой" и в названии деревни Дворецкое, позднее называемой Дворец, в Кежемском районе. Я долго искала истоки такого названия, что же такого дворцового было изначально. Оказалось, здесь начало в слове "двор", а "дворец" – потому что маленький, и всего лишь добавлением суффикса было дано отношение. Про Дворец и недалёкое от него село Косой Бык по ангарским селениям ходит присказка: приехал-де украинский хлопец жить на Ангару и пишет домой письмо: "Устроился хорошо. Живу во Дворце, пашу на Косом Быке". Ему из дома отвечают: "Уезжай-ка, сынок, из Сибири, приезжай домой! Хоть и жить будешь в хате, но работать на тракторе".

– Особый раздел топонимии Приенисейской Сибири – так называемые этнонимы, то есть названия "по национальности". Вот где раздолье для изучения исторической географии, истории, этнографии! Потрясающе, как топонимическая карта верно "рассказывает" о древней истории края!

– В названиях многих сёл и деревень "представлены" все древние племена, населявшие приенисейские земли. Например, Арейское – от этнонима "арины". От племени асанов, разновидности кетов, осталось село Асанское. Древнее племя кызыльцев – ач запечатлелось в названии города Ачинск. Предположительно и Мангазея возникла "по имени" племени мангазейцев. Реки Большая и Малая Кеть, Камас (бывшая деревня Камасинская), река Кача, Бахта, Койбалы, Верхний Имбат, Юраки, река Тунгуска, река Иргит, ручей Остяцкий, Саяны, Саянское – вся национальная карта далёкого прошлого. Племён бахтинцев, качинцев, бирюсы, иркит, камасинцев и многих других уж нет, они растворились в других народах, а названия сохранили о них память. Знаменательно, что сейчас историки и этнографы именно по географическим названиям восстанавливают пути древних народов.

В этнонимах отразилось языковое самосознание русских сибиряков, причём без какой-либо великодержавной кичливости, национального разделения. Если что-то и называли "по национальности", то это как фиксация факта – "здесь жили, живут другие". Например, Бурятские пашни, местность Буряты в Богучанском районе, Якутская гора в среднем течении Енисея, мельница Молдаванка в Балахтинском районе, река Зырянка в Казачинском. Случалось, что этнонимы возникали по какому-то одному факту. Так, Калмыцкий поворот в Берёзовском районе назвали потому, что в этих местах жил калмык-пастух. Или Цыганский мостик в Богучанском – однажды на берегу стоял табор.

Однако не до конца ясно происхождение названия селений Карымы или Карымское. Есть предположения, что "в честь" караимов, точнее, видимо, потомков от смешанных браков русских с караимами. Но в истории края большого переселения караимов – представителей народа Кавказа – не было. А населённые пункты с "карымским" названием есть в нескольких районах – Партизанском, Саянском, Сухобузимском, Абанском. Думается, здесь след от бурятского слова "карым", что значит "чужой".

В крае достаточно географических названий со словом "татарский" – речка Татарка, деревня Татарка, Татарский лог в Манском районе и другие. И это не обязательно по национальному признаку, по жительству татар в этом месте. "Татарами" в прежние времена называли всех иноплемённых.

Вторая и третья волна переселенцев из европейской части России дала ряд названий в память о родных местах, "как на родине". Так в крае появились белорусские селения Виленка, Минск, Минушка, Могилёвка. Украинских переселенцев можно было безошибочно найти в Галушке, Харьковке. Выходцы из Казанской губернии здесь основали свои деревни Казанка и Верх-Казанка. Отсюда и Вятка, Двинка, Нарва, Урал.

Но мононациональные деревни, "только вятские" или "пензенские", были достаточно редки. А сейчас их нет и вовсе. И раньше, если начиналось селение с казаков или пензяков, затем обрастало выходцами из разных областей. Розни не было, но языковое чутьё всегда было острым, и микротопонимы это вобрали в себя. Так, в деревне Огоньки Балахтинского района исторически сложилось два края. Верхняя часть – русские, а нижняя – выходцы с Украины. Русских называли кацапами, украинскую часть Хохлами. Так и говорили: "Пошёл в Хохлы".

А вот рядом с деревней Караульной в том же районе был расположен Острог (Караульный) – русское укрепление от набегов кочевников. Где стояла церковь, жили казаки, а в деревне проживали крестьяне, их звали "цанинки" (так они называли "чашки"), или "караульски чашички", – за особое произношение.

– Думается, не менее интересна и топонимия города. Помимо "официального" названия у каждого города есть своё, местное. Есть меткие названия районов, микрорайонов, улиц. В Красноярске – Взлётка, Бомбей, Таракановка...

– Топонимическое сознание горожан и сегодня в недремлющем состоянии. Язык – это всегда живой процесс, всегда творчество. Вот сейчас в каждом городе созданы комиссии по названию новых улиц, микрорайонов и так далее. Но это так называемая искусственная городская номинация. Порой даже забавно представить, как сидят солидные люди и "изобретают" название. А люди уже и придумали, да остроумно и точно! Название микрорайона Красноярска Взлётка ведь тоже родилось в народе. Кстати, сейчас именно на Взлётке ожидают названия новые улицы. Сотрудники регионального лингвистического центра предлагают назвать их в честь красноярцев – олимпийских чемпионов.

– Столько интересного в топонимической истории края, и какое счастье, что это языковое достояние сохранилось в научных запасниках. А что в топонимии современной?

– Сейчас естественных номинаций, то есть возникновения названий, практически нет. Как нет и чистых диалектов (местных говоров). К сожалению, почти двадцать лет нет диалектологических экспедиций как практики для студентов, которые бы дали новый материал. Да, двадцать лет, как по финансовым причинам, а также с учётом криминогенной обстановки филологи педуниверситета в экспедиции выезжают в ограниченном количестве. И то если выиграют грант. Так что если упустили какую-то местность, "не записали" название, то это уже не восполнить.

Хочу добавить, что мы всё равно ищем пути для пополнения своих картотек. Это дистанционные методы работы с учащимися края, курсовые и дипломные работы студентов, конкурсные проекты. Только редко выигрываем, так как тех, кто распределяет гранты, это мало интересует.

Автор: Алексеевич Т.

Источник: газета «Красноярский рабочий», 14.01.2011

Тэги: Евразия, Россия, Красноярский край


Комментарии (0)




Ваше имя (не обязательно, на кириллице)


Текст (не более 10000 знаков)


Cтoлицa России? (защита от спама, выберите правильный ответ)



Поиск статей

Новые комменты к статьям242) 2 дн 11 ч назад
241) 2 дн 11 ч назад Самарская топонимика
240) 17.03.2019 Географические названия Дальнего Востока России
239) 15.03.2019 Японский язык. Имена собственные
238) 27.01.2019 Историческая топонимика Невы
237) 20.01.2019 Географические названия мира
236) 21.12.2018 Топонимы Приморья как источник по истории формирования населения края
235) 23.11.2018 Географические названия Урала
234) 17.11.2018 Географические названия Урала
233) 23.10.2018 Географические названия в Москве


Остальные комменты (открыть/скрыть)


Новое на форуме
© 2009-2019 Toponimika.ru