Железнодорожная ветка Сучан–Сергеевка проходит в живописных горах Сихотэ-Алиня. Причудливы очертания красивых сопок, сплошь покрытых лесом, внизу журчат звонкие, прозрачные горные речки. И есть на этой ветке маленькая, ничем не примечательная промежуточная станция Лейтенант Гордеев.
Почему она так названа? Кто таков лейтенант Гордеев? Такой вопрос не раз я задавал, бывая в музеях Дальнего Востока, копаясь в архивах, и нигде не находил нужного ответа. И вот однажды довелось побывать на станции Сучан, от которой в горы уходит ветка, где расположена станция с загадочным именем. Встречался с путейцами, движенцами, связистами, беседовал с секретарем партийной организации станции, пожилым человеком с обильной сединой я непослушных волосах. Думалось, что «старая гвардия» сможет дать ответ. И не ошибся. Вот что поведал мне секретарь парторганизации, инструктор кондукторского резерва станции Сучан Степан Антонович Очеретянный.
...То было время второй пятилетки. Стране требовалось много леса. Решено было провести лесовозную железную дорогу из Сучана в Сергеевку. Строительство производила бригада железнодорожных войск полковника Ступакова. В одном из батальонов этой бригады ротой бойцов-железнодорожников командовал лейтенант Ф.М. Гордеев.
– Я тогда служил у Федора Михайловича, – вспоминает Степан Антонович. – Между собой мы обычно называли ротного по имени и отчеству: не по годам был умен, находчив, заботился о своих подчиненных...
Для прокладки дороги тоже требовался лес. Лейтенант вызвался заготовить его со своей ротой. Известное дело: куда командир – туда и мы. Километрах в 30-40 от трассы будущей дороги валили деревья, обрубали сучья и сплавляли бревна в Большую Сицу, впадающую в реку Сучан. Оттуда до трассы железной дороги рукой подать. Дело было в мае. Тайга только набирала живительную влагу. Природа обновлялась, жизнь радовала нас, молодых. Думалось: вот построим железную дорогу, повезут по ней лес, а солдаты – на новую стройку. Работали что есть сил, намного перекрывали задания.
Вблизи деревни Хмельницкой получился затор из бревен. Командир и большинство бойцов роты оказались с одной, а часть бойцов с другой стороны реки. Темнело. Пошел мелкий дождь. Лейтенант по бревнам перебрался к солдатам, переправил их на нашу сторону. Вот уже и последний боец среди нас. А дождь льет, кем из ведра. Но почему так долго нет Гордеева?
Случилось непредвиденное. Бревна, по которым перебирался Федор Михайлович, разошлись, и он оказался в холодной воде, его придавило. Так и не нашли лейтенанта той темной ночью. Лишь дном удалось разыскать его у берега за несколько километров от затора.
Хоронил его весь батальон. Винтовочные выстрелы, суровые лица бойцов. На могиле командира мы поклялись раньше срока построить железную дорогу, чтобы, как часто говорил Федор Михайлову, радостнее жилось в уссурийской тайге, когда побегут по стальным рельсам поезда...
В память о любимом командире одна из ближайших станций, неподалеку от которой он похоронен, назвали Лейтенант Гордеев.
Более тридцати лет прошло со времени гибели Ф.М. Гордеева. Как и мечтал лейтенант, бегут теперь по стальным рельсам поезда. И везут они не только лес, но и уголь и другие грузы.
На станции имени героя-командира трудится маленький, но дружный коллектив железнодорожников. Начальник станции И.Т. Трошков рассказывает, что гордеевцы хорошо знают и свято чтут память лейтенанта Гордеева.
Хорошо работают и движенцы. В юбилейном году они отгрузили сверх плана 30 тысяч тонн угля. Десятки тысяч тонн угля сверх задания ушли со станции и нынче. Дежурные по станции С.В. Яценко, П.А. Музыкин, А.И. Андрющенко, старшие стрелочники Н.С. Трошкова, Т.И. Телегина, товарный кассир Г.Б. Наживина и другие стремятся достойно встретить 100-летие со дня рождения В.И. Ленина.
Автор: Славин К.
Источник: газета «Красное знамя», 17.11.1968
Примечание: Станция Лейтенант Гордеев находится в с. Фроловка Партизанского района. Станция (и город) Сучан с 1972 г. называется Партизанск.