Имя РекущееДобавлена: 11.08.2012 | Просмотров: 4013<<< >>>И созижду на нем Церковь и нареку его «Кифа», что значит – камень…» Так мощно звучит библейская Благая Весть, рассказывая об одном из первоапостолов – Петре. Вдумайтесь (используя современную терминологию): для безусловного выполнения некоего намерения используется весьма эффективный прием – насыщение объекта энергией посредством звуков, то есть вибрацией. Известно, что и молитвы, заговоры, психологические настрои успешно применяют этот же метод. Давно замечено, что судьба человека не в малой степени зависит от выбранного имени, прилепленной клички, житейского прозвища. Были времена, когда кораблям присваивали имена святых или легендарных героев, чтобы их сила, крепость духа сопровождали в странствиях по морским стихиям. А места, где человек находит свое жизненное пристанище на Земле? И здесь заметно влияние того самого сочетания звуков, из которых и складывается «ИМЯРЕК» – имя собственное, звучащее. Есть в Крыму селение с удивительно милым словосочетанием «Приятное Свидание». Ну разве не станет на душе теплее у путника, занесенного сюда ветром странствии? Это, по крайней мере, не деревня «Гадюкино», где беспросветные дожди... Мысленный образ имени, смысл заложенного в нем значения возникает в сознании при каждом произнесении вслух или «про себя» и сопровождает человека по жизни, живет в пространстве, неведомым нам образом воздействуя на его судьбу. Названия географических объектов подчиняются этому же правилу. В бассейне реки Уссури переселенцы нашли самое обычное место для жилья, но назвали его с любовью и здравым оптимизмом – «Отрадное». Наверняка приходилось им несладко в таежной глуши, тем не менее, такое светлое понятие помогало людям выжить. Память о своих, оставленных где-то, родных местах не покидала новоселов этого далекого края и грела сердце привычными наименованиями своих сел – так появились Астраханка и Чугуевка («заштатный» город Чугуев на Черниговщине), Киевка и Суражевка (река и город Сураж, там же), Хороль и Нежино. Читаем в «Настольной и дорожной книге для русских людей» издания 1903 года: «Верстах в 4 к юго-востоку от железнодорожной станции лежит уездный город Полтавской губернии Хоролъ. В «Начальной летописи» Владимира Мономаха под 1083 годом сказано: «Томъ же льть гонихом по половцих за Хоролъ, иже Горошинъ взяша, и ходихомъ за Сулой». В 1185 году здесь был разбит хан половецкий Кончак князьями Святославом и Рюриком. Вот как много, оказывается, заложено исторической информации в одном-двух словах географического названия – топонима по научному, и как порой бываем мы неразборчивы в его выборе, невнимательны в нашей повседневности к уже имеющимся. Ивановка, Петровка, Фроловка, Сергеевка – мы даже не задумываемся, что за каждым из этих привычных созвучий кроется своя история основания. Часто это было дружное решение первых жителей, порой – трагические события: нападения хунхузов, наводнения, набеги диких зверей. Иной раз, выясняя историю названия, сталкиваешься с упрощенными современными версиями – Унаши (у «наших», мол), Несвоевка (не своя земля, якобы).Такая утеря памяти, знаний, «социальная амнезия» наводит на грустные размышления. Было бы интересно узнать у сведущих людей предания, свидетельства, любую информацию о далеких событиях. Откликнитесь, знающие земляки! Разыскивая в архивах ниточки сведений о своих дедах-прадедах, встретил странные записи в «Метрической книге Сучанской церкви Успения Божией Матери» за июнь 1885 года: регистрация смерти сразу семи жителей дер. Калиновка в один день. Было ясно, что произошло трагическое событие, объяснение которому нашлось много позже в «Записках Общества изучения Амурского края», где А.А. Антонов из Партизанска пишет: «В истории д. Новицкой на исходе первого года существования произошел трагический случай, последствия которого повлияли на жизнь как самой Новицкой, так и соседней д. Калиновка. 15 февраля 1885 года 10 крестьян д. Новицкой совершили разбой. Напившись, они пришли в соседнюю фанзу и потребовали китайской сули. Учинили драку и поленьями избили трех стариков-китайцев, которые затем скончались. Виновные были сосланы на каторгу в Софийский уезд Николаевского округа Приморской области. За ними последовали их семьи. Наказание преступников убедило переселенцев, что инородцы также находятся под защитой закона, как и русские. Это преступление имело тяжкие последствия для жителей соседней Калиновки. Надо сказать, что переселенцами партии 1885 года на р. Сучан был основан ряд новых деревень: Екатериновка, Фроловка и недалеко от д. Новицкой, на противоположном берегу р. Сучан, Калиновка в 6 дворов. На эту деревню в ночь с 19 на 20 июня 1885 г. напали манзы. Они сделали это в отместку за разбой в д. Новицкой. Было убито 7 человек, умерло от ран двое, искалечено трое, 8 человек получили легкие ранения. Подвергшиеся нападению переселились в д. Новицкая и во Владимировку (Владимиро-Александровское). Первое упоминание о выборе мест для заселения вдоль реки Сучан содержится в донесении Ф.Ф. Буссе военному губернатору Приморской области от 24 декабря 1883 года (ст.ст). В переселенческой партии 1883 года прибыло 12 ходоков из сельских обществ Черниговской губернии. Перед ними стояла задача найти места для новых поселений. По словам ходоков, они не нашли того, чего ожидали, и только троим понравились земли в долине р. Сучан. Выбрано ходоком Шлыковым место вблизи устья р. Сучан (будущая Голубовка); Храмцовим – в долине притока Хангоу, Ольгинская падь (будущая д. Унаши); Гончаровым – на р. Сучан в 15-ти верстах выше д. Владимировки, близ тазовской фанзы (будущая д. Перетино). Однако, из-за сведений о повторяющихся наводнениях они не смогли принять окончательное решение и возвратились на родину, чтобы обсудить с сельским обществом вопрос о переселении в эти места. Сельским обществом вопрос был решен положительно и 10 марта 1884 года вторая партия переселенцев, 126 семей, на пароходе Добровольческого флота «Кострома» отправилась из Одессы. На «Костроме» плыли, в числе других, и переселенцы на р. Сучан. Все крестьяне второй партии – выходцы из Черниговской губернии, в том числе 125 семей Суражского уезда и одна семья Мглинского уездов. Несмотря на все трудности, 27 апреля 1884 года «Кострома» вошла в порт Владивосток. Переселенцев разместили в бараках. 7 мая на пароходе «Владивосток» в бухту Америка были отправлены семьи для поселения в долине р. Сучан: в д. Унаши – 25 семей, в д. Перетино – 33 семьи, в д. Новицкая – 21 семья. Таким образом, первооснователями д. Новицкой стали крестьяне из 21 семьи в количестве 134 душ. Поскольку больше половины семей были из деревень Старо-Новицкая и Ново-Новицкая, новое место жительства решили назвать Новицкая.» (Записки ОИАК, том ХХХIII, 1999 год) Да, имя на карте – это озвученная судьба земли нашей, ее развитие или угасание. Грустно нынче видеть на карте эти примечания: «нежилое», «нежилое»... Еще один – не жилец, еще один – как удары молотка, забивающего гвозди в крышку домовины. Почему умирают селения? Почему такой разор в жизни и раздрай в душах у нас? Виктор Астафьев сказал, как припечатал, в своих пронзительных книгах: «Опять эти людишки что-то натворили! Опять земную твердь потревожили, лесную благодать изранили и обожгли. Это когда же они уймутся, когда по разуму, природой данному, жить и творить начнут?... Это люди вон, исчадья Божии, нагрубят природе, изобьют тайгу, рванут горы, превратят светлую реку в грязную лужу и давай спорить: хорошо сделали или плохо? Под шум, гвалт и ор еще какую-нибудь пакость сотворят. Землю, родную планету свою, до инвалидного состояния довели и доказывают друг другу что все это во благо человеку, все для счастия его...» Владимир Арсеньев, собирая краеведческий материал в путешествиях по Уссурийскому краю, внимательно записывал значения названий рек и местностей. Прислушайтесь, какое благотворное воздействие на психику и настроение оказывает их расшифровка: «Ле-фу-хэ» – «река счастливой охоты» – это же настоящее нейро-лингвистическое программирование, настрой на удачу в охоте! Сейчас это р. Илистая, и ассоциация возникает тоскливая, безжизненная. Всем нам известная Даубиха (Дао-Бин-Хэ) – «река, где было много сражений». Здесь в одном слове содержится информация о кровавых столкновениях воинов Золотой Империи с Ордой Чингисхана в 1234 году, своеобразная подсказка-указание археологам. Многие, так называемые, «туземные» названия надолго прижились у славян и других народов, осевших в Приморье, люди до сих пор не хотят признавать новомодные или конъюнктурные изменения в топонимике. Древние Сучан, Вангоу, Кангауз, Чандалаз переживут и нас с Вами и смутное время перемен в нашем обществе. Имя заслуженного морского офицера Василия Новицкого по праву занимает свое место на карте, но многие по старинке, упоминая нефтебазу Находки, говорят – Чадауджа. А раз так — полезно было бы расширять свои познания в краеведении. Когда-то пользовалась успехом рубрика. «Люби и знай свой край» – да ведь мы теперь «знаем» о географии Ирака или Чечни больше, чем о том, например, что наша Голубовка не имеет никакого отношения к пресловутой «голубизне», как ляпнул мне однажды столичный «знаток» с больным воображением (и центральное ТВ тоже усердно просвещает нас, отсталых, в этом направлении). Оказывается, в свое время изящных и скромных скальных голубей было множество на Северном пике Клыкова (сейчас известен как гора Брат). После варварского разрушения этой уникальной вершины колония птиц пришла в упадок и ныне встречаются лишь отдельные особи на скальных выходах в окрестностях этого уютного села, разместившегося в распадке с благоприятным микроклиматом и метровым черноземом. По мнению археологов, если совместить карты с нанесенными на них местами обитания древних людей, средневековых городищ, сел переселенцев конца 19 века и современных населенных: пунктов, то совпадения обнаружатся поразительные. Выходит, что для выбора места жизни на Земле совсем не обязательно иметь сложные приборы, технику и изощренные компьютерные программы. Все наши «достижения» цивилизации и научной мысли должны довольствоваться исключительно ролью инструментария, посохом для ходока, но решающий голос во всех случаях обязан принадлежать здравому смыслу и природному чувству гармонии человека с Природой. Говорит известный путешественник одиночных маршрутов по следам русских первопроходцев Дальнего Востока Павел Ткаченко: «Девственная природа не жалует «героев». Герой для нее – букашка, пустой звук... Нужно навсегда забыть слово «покорение», свойственное властолюбцам. Человек должен подчиниться законам природы, а не покорять их.» Такой вывод выстрадан испытаниями и смертельными опасностями, поэтому заслуживает уважения и достоин подражания. Сегодня мы с Вами живем именно там, где обитали наши предшественники задолго до современности, а ведь выбирали они живописные, привольные, насыщенные здоровой энергетикой места. Тысячелетие назад (всего-то!) на территории Николаевки нынешнего Партизанского района располагалось городище – один из средневековых культурных и духовных центров провинции Шуайбинь государства бохайцев, а затем чжурчжэней. С эстетической точки зрения место выбрано весьма грамотно – окиньте взором панораму с центром в долине притока Шиненгоу (р. Водопадная) со стороны сучанского моста близ Партизанска. Живописные скалы, много воздуха, вдаль уходящая перспектива, восход солнца над хребтом Тачин-Гуан, мистические закатные сполохи за Чандалазом... Понятны причины размещения здесь храма восточных религий, изящные фрагменты которого хранятся в краевом музее. Много лет посвятил разгадке тайн здешних мест удивительный и творческий человек, скульптор и археолог Семен Никитович Горпенко. А тайн хватает... Достаточно вспомнить, что по мнению ученых именно в этом месте провел последние годы жизни плененный в 12 веке китайский император со своей свитой. Стены крепостного вала высотой 10 метров еще ждут своих исследователей. Не зря авантюристы до сих пор ищут Золотую Богиню и мифического Золотого Коня, а романтики – захоронение красавицы принцессы Хун-лэ-нюй под неуловимым водопадом. (Хвастают, что уже нашли его энтузиасты Находки.) Отдельная тема – дорожные указатели, выступающие в роли иллюстраций нашего самоощущения в жизни. Пример – название села Боец Кузнецов хранит память об одном из тысяч простых смертных людей, наверняка не мечтавших об известности. При строительстве железной дороги между будущими станциями Лацис и Гамарник (теперь Находка и Партизанск) в 1935 году не сработал взрывной заряд, заложенный в скалы Екатерининского массива. Рядовой боец, выясняя причину, стал жертвой чьей-то ошибки или рокового стечения обстоятельств. Сейчас надпись на указателе дает пищу незрелым умам для глупых догадок, так как выглядит она: «Б. КУЗНЕЦОВО». С буквой «Б» у нас, грешных, свои ассоциации. Еще пример: «3. ДОЛИНА» – это не жаргон такой и не английский артикль, а обжитое село Золотая Долина, бывшие Унаши, одна из станций Ольгинского почтового тракта. Конечно, есть проблемы и поважнее, возразят иные. Только причина этих непонятных и режущих ухо сокращений лежит не столько в технической стороне вопроса, а скорее, в утраченном у всех у нас чувстве достоинства, патриотизма в лучшем смысле этого слова. Не в чести у нас национальная гордость и любовь к родным местам. Не в моде. Мы быстро разуверились во многих святых понятиях, зачастую необоснованно оправдывая свою личную духовную опустошенность и равнодушие. Так из села БЕНЕВСКОЕ, известного красивейшим каскадом полутора десятка водопадов, стараниями местных оригиналов – маргиналов получилось БЕЧЕВСКОЕ. Понятно – «как мы дышим, так и пишем»… А село с громким (думаю, излишне громким, не соответствующим содержанию) названием СВОБОДНОЕ в Лазовском районе «опустилось» на -ДНО-, стоило лишь замалевать лишние буквы. В известные времена населенный пункт Боевик превратился в многообещающую НОВУЮ МОСКВУ. Ни дать ни взять – Нью-Васюки известных авторов. Совершая такие неуклюжие движениями, мы позволяем иронизировать и язвить над самим же собой. А места изумительные, грибные, чистые. Живи да радуйся. Ведь наши сиюминутные жизненные проблемы – едва заметный штрих в бесчисленной череде земных событий. «И это пройдет...» – со знанием дела утверждал Экклезиаст. Пройдет наивное увлечение примитивными и извращенными ценностями Запада и дебильными примерами Америки, изживет себя повальный интерес к тупым голливудским сериалам. Настанет время «собирать камни», но к нему надо быть готовым и утверждать его приход своим сегодняшним вниманием к чистоте языка, памятью о своих корнях, заботой о том месте, где живешь сегодня. Именно это и есть наша настоящая, не виртуальная жизнь. Несомненно, все пройдет... А вот память – останется, однако. Автор: Мокренок Василий Истоник: Записки ОИАК, том 38, 2009 год Тэги: Мокренок В., Евразия, Россия, Приморский край Комментарии (0) |