Топонимика

Главная | Книги | Комменты | Форум      Контакты: toponimika@list.ru



Статья

Все статьи (244)



Происхождение тунгусо-маньчжурских топонимов Приморья и Приамурья

Добавлена: 24.08.2012 | Просмотров: 3508<<< >>>

С древних времен Приморье и Приамурье населяли тунгусоязычные народы. По языку их относят к тунгусо-маньчжурской группе. По лингвистическим признакам тунгусо-маньчжурские языки отчетливо делятся на нижеследующие ветви: 1) маньчжурская, которую образуют: а) маньчжурский литературный язык; б) чжурчжэньский – мертвый язык; 2) тунгусская, которую образуют: а) языки сибирской или эвенкийской подгруппы (эвенкийский, эвенский, негидальский, солонский), б) языки амурской (или нанийской) подгруппы (нанайский, ульчский, орокский, орочский, удэгейский).

В интерпретации топонимов мы использовали не только лингвистический анализ, исторические и географические данные, но и этнографические материалы.

Топонимика Приморья и Приамурья – богатейший источник по дописьменной истории региона. В ней нашли отражение не только физико-географические признаки местности, но и все стороны жизни коренных народностей, их история, этнический состав и межплеменные отношения. Так, например, горный хребет Сихотэ-Алинь совпадает с географическими терминами: алан – «горный перевал» у эвенков и эвенов; алин – «гора» у чжурчженей; алии и зидун – «гребень гор» у маньчжуров. Орочи называют его На зидини – «вершина земли». Следует отметить, что горный хребет Надан Хала-Алинь расположен в бассейне р. Сунгари (Китай) и в бассейне р. Уд Хабаровского края под названием Ям-Алинь.

В середине XIX в. Р.К. Маак дает расшифровку нанайского названия горного хребта Сахалэ – Черный хребет. Вероятно, изначально данный топоним был связан с этнонимом «саха». В древности по названиям родов именовались и отдельные угодья, бывшие коллективной собственностью рода. Орочи словом «Сахали» называли верховье Амура до устья Сунгари, а Нижний Амур до устья Сунгари – «Мангу», так как здесь обитали два народа (племя). Э.М.Мурзаев отмечает, что Сахалин, получивший свое имя от гидронима Сахалянула – «река черной воды» – одно из названий Амура. Древний народ саха, сайхачже и более поздний сахалча, сахалянь – это группа так называемых «черных маньчжур», живших на данной территории много лет назад. В «Древних Фудоках» – географо-этнических описаниях провинций Японии, составленных в VIII в. и охватывающих древнейший период истории Японии, упоминаются неяпонские племена саэки и сахэги, истребленные или ассимилированные древними японцами (ямато) в первых веках н.э. Культуру яей в Японии (III в. до н.э. – II-IV вв. н.э.) исследователи связывают с волной переселенцев с азиатского материка. Следует отметить, что удэгейцы японцев называют «се», ульчи и орочи – «сиса».

В топонимах рассматриваемых районов отразились богатство и разнообразие эвенкийской лексики. В Приморье имели место древние родовые названия, они же топонимы. Например, эвенкийский род Саман, Шаман (множественное число Самар, Шамар) еще в XVII в. имел варианты Самагир, Шамагир, Самагат, Самадин (ульчи), Самандинга (орочи), Самандзига (удэгейцы), с перегласовкой – Самарги (орочи). Название Самарги записано в XVI в. в списке маньчжурских родов, состоявших в знаменитых войсках. Все тунгусоязычные народы в них названы маньчжурами. Как топоним он имеет широкое распространение: Самарги (Самарга) – название бухты, реки, поселка в Тернейском районе Приморского края, Сама – название притока Хуху в бассейне р. Уссури, Сама – приток р. Самарга. Расселение тунгусов этого рода подтверждается как фольклорными, так и историческими источниками.

Среди топообразуюших географических терминов встречаются орографические и гидрографические.

В Приморье и Приамурье распространен топоним када, кадали (орочи, удэгейцы, ульчи), калан (нанайцы) – «скала», «утес». Географический термин с этой основой передает характерный географический признак – наличие каменной возвышенности: када (эвенкийское) – «надводная скала», кадаку (эвенское) – «скалистый», хадар (солонскос) – «утес», хада (маньчжурское) – «скала». Глубокий след в топонимах народов: р. Када и Кадали, Новая Кала и Усть-Када в Восточной Сибири, р. Кадали в Амурской области, Када угба – приток р. Большая Уссурка в Приморье, Када монгони – приток р. Анюй, Кадами – приток р. Гур и Кадан – утес на озере Болонь в Хабаровском крае.

Гидроним бира (эвенки, эвены) – «река». Термин присутствует во всех тунгусо-маньчжурских языках в несколько отличающихся значениях: бия, бира (негидальцы) – «речка», «ключ», «речушка», «ручей»; биака (орочи) – «ручей», «ключ»; бияса (удэгейцы) – «река», «речка»; бира, биран (нанайцы) – «ручей», «небольшая река», «горная речка»; бира (маньчжуры). В топонимии часты названия, включающие биракан, где кан – уменьшительный суффикс. Гидроним широко встречается в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В Приморском крае – на р. Самарга и р. Большая Уссурка приток Сагди бияса, в Хабаровском крае – на р. Анюй притоки Сагди бияса и Яоко бияса сангми.

В топонимах тунгусо-маньчжуров можно выделить термины, связанные с нам, наму – «море». Орочи Татарский пролив называл и Нича наму – «маленьское море» или Джампу наму (джампу – «залив»). Согласно их народным представлениям, на севере острова Сахалин находится Сагди наму – «большое море», вероятно, Охотское море. Охотск у якутов известен под названием Ламы, у тунгусов – Намы; Охотское море – Ламы баягала. Этноним ламуты – название эвенков, из эвенкийского ламу, диалектное эвенское лам – «море». Слово ламу (море) часто встречается в донесениях русских землепроходцев в XVII в., под которым понимаются Ледовитый океан и Охотское море, озеро Байкал и даже реки Лена и Амур.

Встречается гидроним Мангу – название реки Амур в языках южной (амурской) ветви тунгусо-маньчжурской семьи. Вероятно, производное от мангбу – в прошлом название народности в нижнем течении р. Амур, для которой теперь принят этноним ульчи.

Итак, рассмотренные нами топонимы позволяют сделать вывод о том, что в Приморье и Приамурье с давних времен проживали тунгусоязычные народы, которые вошли в этнический состав удэгейцев, орочей, ульчей, негидальцев и нанайцев.

Литература

1. Суник О.П. Тунгусо-маньчжурские языки: Введение // Языки народов СССР. – Л., 1968.Т.5.С54.
2. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков: Материалы к этимологическому словарю. – Л., 1975.Т. 1.С.28.
3. Архив ГМЭ. Ф.5.ОП.1.Д.56.Л.60.
4. Маак Р.К. Путешествие но долине р.Уссури. – СПб., 1861. Т. 1. С. 37.
5. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. – М., 1984.С.48.
6. Сидоров Е.И. Этноним саха // Этническая ономастика. М., 1984.С.41.
7. Василевич Г.М. Топонимы тунгусского происхождения // Этнография имен. – М., 1971.С. 170.
8. Подмаскин В.В. Удэгейские топонимы // Филология народов Дальнего Востока (ономастика). – Владивосток, 1977.С.54.
9. Никонов В.А. Этнонимы Дальнего Востока СССР // Этническая ономастика. – М., 1984.С.53.

Автор: Подмаскин В.В., к.и.н., н.с. сектора этнографии Института истории ДВО

Источник: Вторая Приморская краевая научно-практическая конференция «Исторические названия – памятники культуры». 26-27 мая 1992 г. – Владивосток, 1992

Тэги: Подмаскин В.В., Конференция (1992), Евразия, Россия, Приморский край

Исторические названия – памятники культуры

1. Исторические географические названия в контексте современных общественно-политических процессов
1.1. Груздев А.И. Топонимика и общественно-политические процессы
1.2. Аргудяева Ю.В. Топонимы Приморья как источник по истории формирования населения края
1.3. Груздев А.И. Концепция возвращения исторических географических названий в Приморье
1.4. Дьяченко Б.А. Восстановление названий улиц Владивостока
1.5. Еланцева О.П. Байкало-Амурская магистраль: к вопросу о топонимах на карте
1.6. Лаптев В.З. О возвращении исторических названий казачьим поселениям Приморья
1.7. Обертас В.А. О некоторых принципах формирования городской топонимии Приамурского края в кон. XIX – нач. XX вв.
1.8. Обертас В.А. О проблеме одноименности в топонимике Владивостока
1.9. Розенфельд С.И. Военные моряки – первооткрыватели Приморья
1.10. Рязанцева М.Д. Топонимика и геология
1.11. Храмцова А.Т. ПГОМ им. В.К. Арсеньева как хранитель информации о топонимических памятниках ДВ (обзор фондов музея)
2. Историко-лингвистические проблемы топонимии Приморья
2.1. Киселева М.О. Функционирование топонимов г. Владивостока
2.2. Мизь Н.Г. Православие в топонимике Приморья
2.3. Осипов Ю.Н. Почему так названо?
2.4. Подмаскин В.В. Происхождение тунгусо-маньчжурских топонимов Приморья и Приамурья
2.5. Рублева О.Л. Топонимический словарь Приморья
2.6. Фетисова Л.Е. Восточно-славянская топонимия Приморья
2.7. Шавкунов Э.В. Бохайские топонимы и гидронимы Приморья


Комментарии (0)




Ваше имя (не обязательно, на кириллице)


Текст (не более 10000 знаков)


Cтoлицa России? (защита от спама, выберите правильный ответ)



Поиск статей

Новые комменты к статьям243) 31.03.2019 Географические названия мира
242) 20.03.2019 Самарская топонимика
241) 20.03.2019 Самарская топонимика
240) 17.03.2019 Географические названия Дальнего Востока России
239) 15.03.2019 Японский язык. Имена собственные
238) 27.01.2019 Историческая топонимика Невы
237) 20.01.2019 Географические названия мира
236) 21.12.2018 Топонимы Приморья как источник по истории формирования населения края
235) 23.11.2018 Географические названия Урала
234) 17.11.2018 Географические названия Урала


Остальные комменты (открыть/скрыть)


Новое на форуме
© 2009-2019 Toponimika.ru