Топонимика

Главная | Книги | Комменты | Форум      Контакты: toponimika@list.ru



Статья

Все статьи (241)



Происхождение тунгусо-маньчжурских топонимов Приморья и Приамурья

Добавлена: 24.08.2012 | Просмотров: 2799<<< >>>

С древних времен Приморье и Приамурье населяли тунгусоязычные народы. По языку их относят к тунгусо-маньчжурской группе. По лингвистическим признакам тунгусо-маньчжурские языки отчетливо делятся на нижеследующие ветви: 1) маньчжурская, которую образуют: а) маньчжурский литературный язык; б) чжурчжэньский – мертвый язык; 2) тунгусская, которую образуют: а) языки сибирской или эвенкийской подгруппы (эвенкийский, эвенский, негидальский, солонский), б) языки амурской (или нанийской) подгруппы (нанайский, ульчский, орокский, орочский, удэгейский).

В интерпретации топонимов мы использовали не только лингвистический анализ, исторические и географические данные, но и этнографические материалы.

Топонимика Приморья и Приамурья – богатейший источник по дописьменной истории региона. В ней нашли отражение не только физико-географические признаки местности, но и все стороны жизни коренных народностей, их история, этнический состав и межплеменные отношения. Так, например, горный хребет Сихотэ-Алинь совпадает с географическими терминами: алан – «горный перевал» у эвенков и эвенов; алин – «гора» у чжурчженей; алии и зидун – «гребень гор» у маньчжуров. Орочи называют его На зидини – «вершина земли». Следует отметить, что горный хребет Надан Хала-Алинь расположен в бассейне р. Сунгари (Китай) и в бассейне р. Уд Хабаровского края под названием Ям-Алинь.

В середине XIX в. Р.К. Маак дает расшифровку нанайского названия горного хребта Сахалэ – Черный хребет. Вероятно, изначально данный топоним был связан с этнонимом «саха». В древности по названиям родов именовались и отдельные угодья, бывшие коллективной собственностью рода. Орочи словом «Сахали» называли верховье Амура до устья Сунгари, а Нижний Амур до устья Сунгари – «Мангу», так как здесь обитали два народа (племя). Э.М.Мурзаев отмечает, что Сахалин, получивший свое имя от гидронима Сахалянула – «река черной воды» – одно из названий Амура. Древний народ саха, сайхачже и более поздний сахалча, сахалянь – это группа так называемых «черных маньчжур», живших на данной территории много лет назад. В «Древних Фудоках» – географо-этнических описаниях провинций Японии, составленных в VIII в. и охватывающих древнейший период истории Японии, упоминаются неяпонские племена саэки и сахэги, истребленные или ассимилированные древними японцами (ямато) в первых веках н.э. Культуру яей в Японии (III в. до н.э. – II-IV вв. н.э.) исследователи связывают с волной переселенцев с азиатского материка. Следует отметить, что удэгейцы японцев называют «се», ульчи и орочи – «сиса».

В топонимах рассматриваемых районов отразились богатство и разнообразие эвенкийской лексики. В Приморье имели место древние родовые названия, они же топонимы. Например, эвенкийский род Саман, Шаман (множественное число Самар, Шамар) еще в XVII в. имел варианты Самагир, Шамагир, Самагат, Самадин (ульчи), Самандинга (орочи), Самандзига (удэгейцы), с перегласовкой – Самарги (орочи). Название Самарги записано в XVI в. в списке маньчжурских родов, состоявших в знаменитых войсках. Все тунгусоязычные народы в них названы маньчжурами. Как топоним он имеет широкое распространение: Самарги (Самарга) – название бухты, реки, поселка в Тернейском районе Приморского края, Сама – название притока Хуху в бассейне р. Уссури, Сама – приток р. Самарга. Расселение тунгусов этого рода подтверждается как фольклорными, так и историческими источниками.

Среди топообразуюших географических терминов встречаются орографические и гидрографические.

В Приморье и Приамурье распространен топоним када, кадали (орочи, удэгейцы, ульчи), калан (нанайцы) – «скала», «утес». Географический термин с этой основой передает характерный географический признак – наличие каменной возвышенности: када (эвенкийское) – «надводная скала», кадаку (эвенское) – «скалистый», хадар (солонскос) – «утес», хада (маньчжурское) – «скала». Глубокий след в топонимах народов: р. Када и Кадали, Новая Кала и Усть-Када в Восточной Сибири, р. Кадали в Амурской области, Када угба – приток р. Большая Уссурка в Приморье, Када монгони – приток р. Анюй, Кадами – приток р. Гур и Кадан – утес на озере Болонь в Хабаровском крае.

Гидроним бира (эвенки, эвены) – «река». Термин присутствует во всех тунгусо-маньчжурских языках в несколько отличающихся значениях: бия, бира (негидальцы) – «речка», «ключ», «речушка», «ручей»; биака (орочи) – «ручей», «ключ»; бияса (удэгейцы) – «река», «речка»; бира, биран (нанайцы) – «ручей», «небольшая река», «горная речка»; бира (маньчжуры). В топонимии часты названия, включающие биракан, где кан – уменьшительный суффикс. Гидроним широко встречается в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В Приморском крае – на р. Самарга и р. Большая Уссурка приток Сагди бияса, в Хабаровском крае – на р. Анюй притоки Сагди бияса и Яоко бияса сангми.

В топонимах тунгусо-маньчжуров можно выделить термины, связанные с нам, наму – «море». Орочи Татарский пролив называл и Нича наму – «маленьское море» или Джампу наму (джампу – «залив»). Согласно их народным представлениям, на севере острова Сахалин находится Сагди наму – «большое море», вероятно, Охотское море. Охотск у якутов известен под названием Ламы, у тунгусов – Намы; Охотское море – Ламы баягала. Этноним ламуты – название эвенков, из эвенкийского ламу, диалектное эвенское лам – «море». Слово ламу (море) часто встречается в донесениях русских землепроходцев в XVII в., под которым понимаются Ледовитый океан и Охотское море, озеро Байкал и даже реки Лена и Амур.

Встречается гидроним Мангу – название реки Амур в языках южной (амурской) ветви тунгусо-маньчжурской семьи. Вероятно, производное от мангбу – в прошлом название народности в нижнем течении р. Амур, для которой теперь принят этноним ульчи.

Итак, рассмотренные нами топонимы позволяют сделать вывод о том, что в Приморье и Приамурье с давних времен проживали тунгусоязычные народы, которые вошли в этнический состав удэгейцев, орочей, ульчей, негидальцев и нанайцев.

Литература

1. Суник О.П. Тунгусо-маньчжурские языки: Введение // Языки народов СССР. – Л., 1968.Т.5.С54.
2. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков: Материалы к этимологическому словарю. – Л., 1975.Т. 1.С.28.
3. Архив ГМЭ. Ф.5.ОП.1.Д.56.Л.60.
4. Маак Р.К. Путешествие но долине р.Уссури. – СПб., 1861. Т. 1. С. 37.
5. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. – М., 1984.С.48.
6. Сидоров Е.И. Этноним саха // Этническая ономастика. М., 1984.С.41.
7. Василевич Г.М. Топонимы тунгусского происхождения // Этнография имен. – М., 1971.С. 170.
8. Подмаскин В.В. Удэгейские топонимы // Филология народов Дальнего Востока (ономастика). – Владивосток, 1977.С.54.
9. Никонов В.А. Этнонимы Дальнего Востока СССР // Этническая ономастика. – М., 1984.С.53.

Автор: Подмаскин В.В., к.и.н., н.с. сектора этнографии Института истории ДВО

Источник: Вторая Приморская краевая научно-практическая конференция «Исторические названия – памятники культуры». 26-27 мая 1992 г. – Владивосток, 1992

Тэги: Подмаскин В.В., Конференция (1992), Евразия, Россия, Приморский край

Исторические названия – памятники культуры

1. Исторические географические названия в контексте современных общественно-политических процессов
1.1. Груздев А.И. Топонимика и общественно-политические процессы
1.2. Аргудяева Ю.В. Топонимы Приморья как источник по истории формирования населения края
1.3. Груздев А.И. Концепция возвращения исторических географических названий в Приморье
1.4. Дьяченко Б.А. Восстановление названий улиц Владивостока
1.5. Еланцева О.П. Байкало-Амурская магистраль: к вопросу о топонимах на карте
1.6. Лаптев В.З. О возвращении исторических названий казачьим поселениям Приморья
1.7. Обертас В.А. О некоторых принципах формирования городской топонимии Приамурского края в кон. XIX – нач. XX вв.
1.8. Обертас В.А. О проблеме одноименности в топонимике Владивостока
1.9. Розенфельд С.И. Военные моряки – первооткрыватели Приморья
1.10. Рязанцева М.Д. Топонимика и геология
1.11. Храмцова А.Т. ПГОМ им. В.К. Арсеньева как хранитель информации о топонимических памятниках ДВ (обзор фондов музея)
2. Историко-лингвистические проблемы топонимии Приморья
2.1. Киселева М.О. Функционирование топонимов г. Владивостока
2.2. Мизь Н.Г. Православие в топонимике Приморья
2.3. Осипов Ю.Н. Почему так названо?
2.4. Подмаскин В.В. Происхождение тунгусо-маньчжурских топонимов Приморья и Приамурья
2.5. Рублева О.Л. Топонимический словарь Приморья
2.6. Фетисова Л.Е. Восточно-славянская топонимия Приморья
2.7. Шавкунов Э.В. Бохайские топонимы и гидронимы Приморья


Комментарии (0)




Ваше имя (не обязательно, на кириллице)


Текст (не более 10000 знаков)


Cтoлицa России? (защита от спама, выберите правильный ответ)



Поиск статей

Новые комменты к статьям213) 03.08.2017 Самарская топонимика
212) 24.03.2017 Топонимика Яковлевского района
211) 23.03.2017 Топонимика Яковлевского района
210) 08.03.2017 Языковая картина мира в зеркале топонимии Владивостока
209) 04.03.2017 Срамословие в топонимике России XV – XVI вв.
208) 26.10.2016 Армянская топонимика Москвы
207) 24.06.2016 О лингвострановедческом потенциале топонимов и о соответствующем словаре
206) 24.05.2016 Срамословие в топонимике России XV – XVI вв.
205) 07.09.2015 От Або до Ясной Поляны по карте Приморского края. Часть 3
204) 26.08.2015 Что в имени тебе моём?


Остальные комменты (открыть/скрыть)


Новое на форуме
© 2009-2017 Toponimika.ru